МААМ-картинки

Обучение игре на русских народных инструментах

Таня Замула
Обучение игре на русских народных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы

«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ»

Цель и задачи:

1. Знакомство с историей русских народных - шумовых инструментов и их овладение, через сказки для детей «Дошкольного возраста» (младшая, средняя, старшая, под-готовительная группы).

2. Игра на русских народных инструментах — это одна из составных частей эстетического воспитания детей.

I раздел — Введение

Публикация «Обучение игре на русских народных инструментах» размещена в разделах

В последние годы особенно остро встал вопрос о месте и роли культуры, эстетического воспитания в духовной жизни народа; и наиболее тесно это связано с положением дел в детских дошкольных учреждениях и школах.

В становлении человеческой личности искусство играет основную роль, т. к. весь эмоциональный опыт человечества сосредоточен именно в творчестве, в искусстве. Главный недостаток нашего образования в том, что оно дает знания, но не развивает эмоции и чувства. Этот пробел восполняется специальными занятиями музыкой, ИЗО, танцами, литературой, особенно если эти занятия ведутся целенаправленно и начинаются как можно раньше — в идеале слушание музыки детьми можно начинать с 9 месяцев. Для занятий с детьми в детских садах широко используются такие средства музыкально-эстетического воспитания, как пение, движение под музыку, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах. Интерес к музыкальным инструментам у детей настолько велик, что они часто начинают заниматься музыкой самостоятельно; и основное в этих занятиях то, что дети овладевают ритмом, развивают слух, которые необходимы при игре на музыкальных инструментах.

Сегодня мы еще раз поговорим о народных инструментах, которые наиболее часто употребляются на музыкальных занятиях в детских садах.

Практика показывает, что в тех группах, где воспитатель владеет игрой на музыкальных инструментах, дети отличаются большими достижениями не только в музыкальном, но и в общем развитии, например в д/к №114 в подготовительной группе проводились такие занятия и дети свободно владеют всеми шумовыми народными инструментами и знают обо всех народных инструментах. Во II младшей дети с огромным интересом воспринимают такие занятия-сказки.

Музыкальное воспитание 5-6 летних детей — одно из звеньев общей системы музыкального воспитания ребенка.

Пяти - шестилетние дети эмоциональны, впечатлительны: потребность в движении — одна из характерных черт этих возрастов. Большинство из детей обладает музыкальными задатками: они любят петь, танцевать и с большим удовольствием знакомятся с народными - шумовыми инструментами, они проявляют особый интерес к музыке.

Главная задача, которая стоит перед музыкальным воспитателем, — максимально использовать возможности музыки, музыкальных народных - шумовых инструментов для формирования личности ребенка: нравственно-эстетических чувств детей, развития их интереса к музыкальному искусству, их интереса к народным инструментам (начиная с народных шумовых, потребности в общении с ним.

Воспитательный эффект музыкальных занятий во многом зависит от того, как отобран и организован музыкальный материал. Программа содержания уроков представляет собой художественно законченные музыкальные сказки, доступные и интересные по своему содержанию 5-6 летним детям. Здесь и краткое содержание появления того или другого народного инструмента. Начиная от самого первобытного общества и заканчивается настоящим временем.

Воспитательный эффект во многом зависит от следующих моментов:

а) организация материала урока на основе сюжетной линии;

б) обогащение впечатлений детей примерами:

- зрительного и слухового восприятия;

- примерами игры на шумовых - народных инструментах;

в) сказочное восприятие ребенка, его путешествие в мир музыкальной сказки, в мир «Масленицы».

Общая тема: — «Путешествие в страну «Сказок о народных инструментах». Она выбрана не случайно, т. к. связана с жизнью человека.

«Путешествия»занимают в ней значительное место: это и интересная сказка о появлении народных инструментов, и его звучание на протяжении сказки, и показ приемов игры, и в конце ребенку дают возможность самому подержать и поиграть на этих инструментах. Каждая сказка проходит на фоне звучания русской народной музыки.

С помощью нехитрой сказки дети входят в мир музыки, стараются быть полноценными участниками сказочного путешествия, а главное — радуются происходящему в классе. Подобное общение создаёт на уроке атмосферу доверия, в которой легче и естественнее проявляются творческие возможности детей.

Поскольку дети этого возраста испытывают потребность в игре, предлагаемая методика широко использует игровую деятельность на занятиях. Однако игра на народном - шумовом инструменте носит обучающий и воспитательный характер, организуется и направляется педагогом-воспитателем, в игре осуществляются конкретные педагогические – воспитательные задачи.

При игре ребенок, как бы перевоплощается, его творческие проявления в виде движения рук, импровизации становятся способом выражения чувств тогда, когда он ощущает себя в роли действующего лица. Известный советский психолог Д. Б. Эльконин писал: «Игра влияет на формирование всех основных процессов от самых элементарных до самых с ложных».

Психологами установлено, что внимание 5-6 летних детей не может длительное время задерживаться на одном объекте или какой-либо деятельности. Природа его такова, что на занятиях требуется постоянное переключение, смена видов музыкальной деятельности.

С этой целью мной была использована такая структура занятий, при которой ребята постоянно испытывали интерес к происходящему игровому действию. Незаметно для них в сюжет занятия –игры включаются разнообразные задания в различных видах музыкальной игры.

Дети слушают музыку и сопровождают её игрой на детских шумовых инструментах, выразительно двигаются под музыку, занимаются ритмической импровизацией.

Разнообразие форм музыкальной работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путём умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.

Виды занятий на уроке:

1). Игра на детских народных музыкальных инструментах - игрушках.

Ударные инструменты (палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольник и др.) рекомендуются для ритмического сопровождения музыки. Назначение ритмических аккомпониментов, так же как движение под музыку, выразить к ней своё эмоциональное отношение выявить средства музыкальной выразительности, глубже вникнуть в музыкальный образ.

Таковы следующие занятия:

а) самостоятельно выбрать инструменты, которые подходят для сопровождения разных по характеру песен или пьес.

Например: в русской народной песни «Светит месяц» - надо внимание обратить на трещотку, румбу, хлопушку, треугольник, а в другой русской народной песни «Коробейники» надо взять ложки (железные, деревянные, колокольчики, рубель.

С помощью воспитателя дети составляют такое сопровождение, которое соответствует мелодии выбранной пьесы. Можно составить вместе с детьми «партитуру» сопровождение и записать её на доске, в тетради или на листочке.

Хлопки в ладоши, удары ноги об пол так же используются в ритмических сопровождениях музыки. В игре на металлофонах, ксилофонах, свирелях, дудочках и др. детских звуковысотных инструментах закрепляются те интонации, которые осваивают дети в пении и слушании музыки.

Надо сказать, что как движение под музыку, так и её сопровождение на элементарных народных-музыкальных инструментах может проходить в виде импровизации.

1. Импровизирование может проявляться в самостоятельном нахождении выразительных движений и ритмов, подчеркивающих настроение, общий характер, темп, регистровые особенности, динамику музыки, её настроение.

Надо дать детям возможность использовать различные движения и варианты ритмического сопровождения с тем, чтобы при помощи воспитателя выбрать наиболее соответствующие музыке движения рук, и самих инструментов.

2. Музыкальная импровизация используется для творческого развития детей, а так же для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. Дети импровизируют в опоре на текст или без текста.

Текст помогает ярче представить себе образ героя. Такие беседы с детьми настраивают их на выбор определённых средств выразительности для передачи в импровизации того или иного образа. Дети любят сочинять мелодии в характере определённого героя. Они с удовольствием подбирают движения к таким песням, как «Весёлый музыкант», «Во кузнице», «Коробейники», «Светит месяц» и к др. русским народным песням.

Чувство ритма у детей, как правило, развито лучше, чем мелодический или гармонический слух. Однако многие дети недостаточно хорошо координируют свои движения: нечётко маршируют под музыку, с запаздыванием отхлопывают ритм. Но из своего опыта, если с этими детьми постоянно заниматься ритмическими рисунками и добиваться от них четкого исполнения, то через несколько занятий эти дети показывают неплохой результат.

Ритмические игры - импровизации должны быть не формальными, а связанными с музыкальными образами. У каждого ребёнка с рождения заложены все человеческие качества (доброта, зло, ритм, музыкальный слух, парапсихологические качества и т. д.) но их надо только развивать, чем быстрее, тем лучше.

Воспитателю необходимо знать, какие требования предъявляются к музыкальному развитию 5-6-леток. К ним прежде всего надо отнести эмоциональный отклик детей на музыку, умение различить и воспринимать образное содержание музыкальных произведений разных жанров: песни, марша и танца.

Опыт показывает, что детям 5-6-летнего возраста вполне по силам уметь определять на слух и различать звучание музыкальных инструментов : баяна, аккордеона, домры, балалайки, оркестров, флейты и т. д.

Таким образом, решая на музыкальных занятиях воспитательно-образовательные задачи, воспитатель направляет творческий поиск детей, их инициативу, организовывает музыкальные занятия таким образом, чтобы создать атмосферу эмоционального настроя, необходимого для плодотворных занятий музыкальным искусством. У детей появляется заинтересованность в занятиях музыкой на народных – шумовых инструментах, развивается эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, которые они исполняют и слушают, желание заниматься импровизацией. Групповая игра на инструментах развивает у детей желание слушать не только себя, но и рядом соседа. Учит их уважать дело других детей.

Музыка развивает детей, формирует их особенности, влияет на развитие их личностных качеств.

В этих музыкальных рекомендациях раскрывается методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

«Ранний возраст» — особое внимание уделено вопросам организации жизни, физического воспитания детей, формирования представлений о предметном мире, навыков действий с музыкальными – шумовыми детскими инструментами.

Развитие ритмического слуха, развитие слушать воспитателя и другого ребёнка и повторять как воспитатель.

«Дошкольный возраст» — раскрывается содержание разных видов детской деятельности и методы руководства ими во всех возрастных группах.

В «Методических рекомендациях» дана классификация сказок, раскрыты методы и приёмы появления народных инструментов на Руси.

Воспитатель здесь найдет материал сказок о музыкальных народных инструментах. Воспитатель здесь будет являться путеводителем в сказке.

Основной формой обучения дошкольников являются занятия, беседы, на которых детям последовательно даются знания о том или другом музыкальном инструменте.

В «Методической рекомендации» даются так же рекомендации по эстетическому воспитанию: по ознакомлению их с музыкальным искусством, по организации их самостоятельной художественной деятельности.

Внимание воспитателя обращается на то, что задача всестороннего гармонического развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста может быть успешно решена при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей установления с воспитанниками доверительных взаимоотношений. Воспитатель не должен допускать подавление личности ребёнка, его самостоятельности, активности. Необходимо помнить, что в становление будущего гражданина важное значение имеет правильное воспитание, музыкальное развитие, физическое развитие ребёнка с самого раннего детства.

II раздел — Тематическая разработка занятий по ознакомлению детей дошкольного и раннего возрастов через сказки, загадки, практические занятия.

Задача музыкального воспитания в д/с подчинены общей цели всестороннего развития личности ребёнка. В центре внимания воспитателя стоит задача воспитания у детей интереса и любви к музыке, к народному творчеству, к русским народным инструментам, которая решается посредством развития музыкальной отзывчивости, слуха: формирования музыкальных умений и навыков.

Из своего опыта могу сказать, что чем раньше с ребенком начинают заниматься ритмическими упражнениями, тем ребёнок быстрее развивается в музыкальном ритме.

Мы в д/к №114 начинали заниматься с детьми с 4-х летнего возраста. Они очень с большим интересом занимались ритмическими упражнениями. Эти упражнения опирались на народные мелодии : «Светит месяц», «Коробейники», «Во кузнице» и т. д.

Игра «Колокольчики»

Дети играют ритмические фразы:

Здесь можно использовать различные инструменты : деревянные ложки, палочки, хлопки руками и т. д.

С ритмическим сопровождением исполняется «Марш» Р. Шумана, русские народные песни.

Полезно играть с детьми в ритмическую игру «Оркестр».

Воспитатель даёт на ложках какой-либо ритмический рисунок, затем один из детей сочиняет его продолжение на барабане. Затем опять воспитатель продолжает свой ритмический рисунок, его подхватывает другой ученик на трещотке и т. д.

С этими детьми мы слушали фрагменты из оперы Д. Шостаковича «Петя и волк». На этом произведении мы знакомили детей с определёнными инструментами (звучание птичек, характеристика волка, Пети и т. д.) Это произведение и другие характерные произведения можно слушать и с другими возрастными группами.

Затем младшим группам мы давали музыкальные инструменты, но перед этим мы знакомили их с историей появления этих инструментов при помощи сказок.

1. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к 8-му тысячелетию до н. э. Самыми первыми музыкальными инструментами стали обычные камни, которыми первобытные люди подавали друг другу сигналы, ударяя камень о камень. Так появился ритм. До сих пор африканцы переговариваются друг с другом на большом расстояния, до нескольких десятков километров так называемым «языком барабана». В Африке множество музыкальных инструментов, но самый главный из них — барабан и его ритм. Камни, барабаны и др. ударные музыкальные инструменты стали первыми, затем появились духовые: дудки, свирели, а потом флейты из тростника и кости. Чуть позже люди научились делать и другие инструменты.

А теперь мы приглашаем вас в мир сказок, были и музыки. Сколько радости приносит нам каждая встреча со сказкой. Она входит в нашу жизнь с раннего детства и остаётся в ней навсегда. В русских сказках чудесным образом сочетаются поэтичность и напевность русского языка, фантазия и оптимизм русского народа, его вера в добро и справедливость. Очень много сказок и песен создано народами разных стран о музыке и музыкальных инструментах. И все эти инструменты обретают свой неповторимый голос в руках исполнителей - музыкантов.

В сказках музыка выражает чувства и мысли главного героя, она помогает одолеть силы зла и достичь поставленной цели.

(дробь малого барабана)

СКАЗКА №1 (о 6. барабане)

Все мы хорошо знаем русский народный праздник «Масленицу». Провожают зиму обязательно на тройках, с песнями и звонами. Лошадям под дугой вешаются колокольчики и бубенчики, и при быстрой езде, встряхиваясь, они издают серебристые перезвоны.

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и музыкальных произведений, что у композиторов возникла необходимость ввести в состав оркестра народных инструментов специальный инструмент, имитирующий звучание колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали — бубенцы. Они представляют собой большое количество бубенчиков, навешанных на кожу или на какой-то предмет, например, на деревянную. палочку или ложку.

(показать бубенцы и ложки)

(Звучат «ложечки русские», деревянные, расписные, всему миру известные.)

(игра на ложках, потом ложки с коробочкой)

А слышите, как звучат ложки в сочетании ещё с одним инструментом? Очень похоже на цокот копыт. Называется этот инструмент «коробочкой», и появился очень давно.

Взял однажды Иванушка деревянный брусок и постучал по нему. Звук получился глухой и негромкий, ему не понравилось, и стукнул он сильнее. А брусок возьми да тресни! Но зато на треснутом бруске звук получился звонкий и весёлый. Вот такой!

(постучать по коробочке).

А сейчас вы увидите ещё несколько звенящих инструментов :

1. Бубен, румба — веселые инструменты, звонкие, в Испании ни один танец не обходится без их сопровождения.

2. Стиральная доска, — вот она какая, захочу — постираю на ней, захочу — поиграю.

3. Рубель — так же, как и ложки — предмет повседневного обихода русского народа. Вот послушайте сказку о нём. Давным-давно жил старик, и была у него внучка Алёнушка, очень весёлая, умная и трудолюбивая. Сидит она, однажды гладит бельё : накручивает его влажным на скалку и укатывает рубелем.

Подходит дед: «Что ты загрустила, Алёнушка? Иль устала уже?»

Та рассмеялась, да весело так, радостно, и каталкой провела по рубелю. Звуки

рассыпались как горошины, и ноги у старика сами в пляс пошли. Вот они какие, инструменты русские!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный мишурой, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав на улице Зимой в России скучать не принято. Принято играть в зимние игры, которых с давних пор на Руси существовало множество. Зимние народные забавы.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Рецензия на квест-игру «По страницам русских народных сказок» Рецензия на организованную образовательную деятельность. Тема: «По страницам русских народных сказок». Направленность: познавательное развитие,.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов» Тема урока во 2 классе: «Оркестр русских народных инструментов» Тип урока: «Урок изучения новой темы». Цель урока: 1. 2. Знакомство с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение игре на русских народных инструментах
Опубликовано: 28 мая 2020 в 16:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение игре на русских народных инструментах» (включая файлы) размещена пользователем Таня Замула в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД