Таня Замула
Обучение игре на русских народных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ»
Цель и задачи:
1. Знакомство с историей русских народных - шумовых инструментов и их овладение, через сказки для детей «Дошкольного возраста» (младшая, средняя, старшая, под-готовительная группы).
2. Игра на русских народных инструментах — это одна из составных частей эстетического воспитания детей.
I раздел — Введение
Публикация «Обучение игре на русских народных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В последние годы особенно остро встал вопрос о месте и роли культуры, эстетического воспитания в духовной жизни народа; и наиболее тесно это связано с положением дел в детских дошкольных учреждениях и школах.
В становлении человеческой личности искусство играет основную роль, т. к. весь эмоциональный опыт человечества сосредоточен именно в творчестве, в искусстве. Главный недостаток нашего образования в том, что оно дает знания, но не развивает эмоции и чувства. Этот пробел восполняется специальными занятиями музыкой, ИЗО, танцами, литературой, особенно если эти занятия ведутся целенаправленно и начинаются как можно раньше — в идеале слушание музыки детьми можно начинать с 9 месяцев. Для занятий с детьми в детских садах широко используются такие средства музыкально-эстетического воспитания, как пение, движение под музыку, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах. Интерес к музыкальным инструментам у детей настолько велик, что они часто начинают заниматься музыкой самостоятельно; и основное в этих занятиях то, что дети овладевают ритмом, развивают слух, которые необходимы при игре на музыкальных инструментах.
Сегодня мы еще раз поговорим о народных инструментах, которые наиболее часто употребляются на музыкальных занятиях в детских садах.
Практика показывает, что в тех группах, где воспитатель владеет игрой на музыкальных инструментах, дети отличаются большими достижениями не только в музыкальном, но и в общем развитии, например в д/к №114 в подготовительной группе проводились такие занятия и дети свободно владеют всеми шумовыми народными инструментами и знают обо всех народных инструментах. Во II младшей дети с огромным интересом воспринимают такие занятия-сказки.
Музыкальное воспитание 5-6 летних детей — одно из звеньев общей системы музыкального воспитания ребенка.
Пяти - шестилетние дети эмоциональны, впечатлительны: потребность в движении — одна из характерных черт этих возрастов. Большинство из детей обладает музыкальными задатками: они любят петь, танцевать и с большим удовольствием знакомятся с народными - шумовыми инструментами, они проявляют особый интерес к музыке.
Главная задача, которая стоит перед музыкальным воспитателем, — максимально использовать возможности музыки, музыкальных народных - шумовых инструментов для формирования личности ребенка: нравственно-эстетических чувств детей, развития их интереса к музыкальному искусству, их интереса к народным инструментам (начиная с народных шумовых, потребности в общении с ним.
Воспитательный эффект музыкальных занятий во многом зависит от того, как отобран и организован музыкальный материал. Программа содержания уроков представляет собой художественно законченные музыкальные сказки, доступные и интересные по своему содержанию 5-6 летним детям. Здесь и краткое содержание появления того или другого народного инструмента. Начиная от самого первобытного общества и заканчивается настоящим временем.
Воспитательный эффект во многом зависит от следующих моментов:
а) организация материала урока на основе сюжетной линии;
б) обогащение впечатлений детей примерами:
- зрительного и слухового восприятия;
- примерами игры на шумовых - народных инструментах;
в) сказочное восприятие ребенка, его путешествие в мир музыкальной сказки, в мир «Масленицы».
Общая тема: — «Путешествие в страну «Сказок о народных инструментах». Она выбрана не случайно, т. к. связана с жизнью человека.
«Путешествия» — занимают в ней значительное место: это и интересная сказка о появлении народных инструментов, и его звучание на протяжении сказки, и показ приемов игры, и в конце ребенку дают возможность самому подержать и поиграть на этих инструментах. Каждая сказка проходит на фоне звучания русской народной музыки.
С помощью нехитрой сказки дети входят в мир музыки, стараются быть полноценными участниками сказочного путешествия, а главное — радуются происходящему в классе. Подобное общение создаёт на уроке атмосферу доверия, в которой легче и естественнее проявляются творческие возможности детей.
Поскольку дети этого возраста испытывают потребность в игре, предлагаемая методика широко использует игровую деятельность на занятиях. Однако игра на народном - шумовом инструменте носит обучающий и воспитательный характер, организуется и направляется педагогом-воспитателем, в игре осуществляются конкретные педагогические – воспитательные задачи.
При игре ребенок, как бы перевоплощается, его творческие проявления в виде движения рук, импровизации становятся способом выражения чувств тогда, когда он ощущает себя в роли действующего лица. Известный советский психолог Д. Б. Эльконин писал: «Игра влияет на формирование всех основных процессов от самых элементарных до самых с ложных».
Психологами установлено, что внимание 5-6 летних детей не может длительное время задерживаться на одном объекте или какой-либо деятельности. Природа его такова, что на занятиях требуется постоянное переключение, смена видов музыкальной деятельности.
С этой целью мной была использована такая структура занятий, при которой ребята постоянно испытывали интерес к происходящему игровому действию. Незаметно для них в сюжет занятия –игры включаются разнообразные задания в различных видах музыкальной игры.
Дети слушают музыку и сопровождают её игрой на детских шумовых инструментах, выразительно двигаются под музыку, занимаются ритмической импровизацией.
Разнообразие форм музыкальной работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путём умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.
Виды занятий на уроке:
1). Игра на детских народных музыкальных инструментах - игрушках.
Ударные инструменты (палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольник и др.) рекомендуются для ритмического сопровождения музыки. Назначение ритмических аккомпониментов, так же как движение под музыку, выразить к ней своё эмоциональное отношение выявить средства музыкальной выразительности, глубже вникнуть в музыкальный образ.
Таковы следующие занятия:
а) самостоятельно выбрать инструменты, которые подходят для сопровождения разных по характеру песен или пьес.
Например: в русской народной песни «Светит месяц» - надо внимание обратить на трещотку, румбу, хлопушку, треугольник, а в другой русской народной песни «Коробейники» надо взять ложки (железные, деревянные, колокольчики, рубель.
С помощью воспитателя дети составляют такое сопровождение, которое соответствует мелодии выбранной пьесы. Можно составить вместе с детьми «партитуру» сопровождение и записать её на доске, в тетради или на листочке.
Хлопки в ладоши, удары ноги об пол так же используются в ритмических сопровождениях музыки. В игре на металлофонах, ксилофонах, свирелях, дудочках и др. детских звуковысотных инструментах закрепляются те интонации, которые осваивают дети в пении и слушании музыки.
Надо сказать, что как движение под музыку, так и её сопровождение на элементарных народных-музыкальных инструментах может проходить в виде импровизации.
1. Импровизирование может проявляться в самостоятельном нахождении выразительных движений и ритмов, подчеркивающих настроение, общий характер, темп, регистровые особенности, динамику музыки, её настроение.
Надо дать детям возможность использовать различные движения и варианты ритмического сопровождения с тем, чтобы при помощи воспитателя выбрать наиболее соответствующие музыке движения рук, и самих инструментов.
2. Музыкальная импровизация используется для творческого развития детей, а так же для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. Дети импровизируют в опоре на текст или без текста.
Текст помогает ярче представить себе образ героя. Такие беседы с детьми настраивают их на выбор определённых средств выразительности для передачи в импровизации того или иного образа. Дети любят сочинять мелодии в характере определённого героя. Они с удовольствием подбирают движения к таким песням, как «Весёлый музыкант», «Во кузнице», «Коробейники», «Светит месяц» и к др. русским народным песням.
Чувство ритма у детей, как правило, развито лучше, чем мелодический или гармонический слух. Однако многие дети недостаточно хорошо координируют свои движения: нечётко маршируют под музыку, с запаздыванием отхлопывают ритм. Но из своего опыта, если с этими детьми постоянно заниматься ритмическими рисунками и добиваться от них четкого исполнения, то через несколько занятий эти дети показывают неплохой результат.
Ритмические игры - импровизации должны быть не формальными, а связанными с музыкальными образами. У каждого ребёнка с рождения заложены все человеческие качества (доброта, зло, ритм, музыкальный слух, парапсихологические качества и т. д.) но их надо только развивать, чем быстрее, тем лучше.
Воспитателю необходимо знать, какие требования предъявляются к музыкальному развитию 5-6-леток. К ним прежде всего надо отнести эмоциональный отклик детей на музыку, умение различить и воспринимать образное содержание музыкальных произведений разных жанров: песни, марша и танца.
Опыт показывает, что детям 5-6-летнего возраста вполне по силам уметь определять на слух и различать звучание музыкальных инструментов : баяна, аккордеона, домры, балалайки, оркестров, флейты и т. д.
Таким образом, решая на музыкальных занятиях воспитательно-образовательные задачи, воспитатель направляет творческий поиск детей, их инициативу, организовывает музыкальные занятия таким образом, чтобы создать атмосферу эмоционального настроя, необходимого для плодотворных занятий музыкальным искусством. У детей появляется заинтересованность в занятиях музыкой на народных – шумовых инструментах, развивается эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, которые они исполняют и слушают, желание заниматься импровизацией. Групповая игра на инструментах развивает у детей желание слушать не только себя, но и рядом соседа. Учит их уважать дело других детей.
Музыка развивает детей, формирует их особенности, влияет на развитие их личностных качеств.
В этих музыкальных рекомендациях раскрывается методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
«Ранний возраст» — особое внимание уделено вопросам организации жизни, физического воспитания детей, формирования представлений о предметном мире, навыков действий с музыкальными – шумовыми детскими инструментами.
Развитие ритмического слуха, развитие слушать воспитателя и другого ребёнка и повторять как воспитатель.
«Дошкольный возраст» — раскрывается содержание разных видов детской деятельности и методы руководства ими во всех возрастных группах.
В «Методических рекомендациях» дана классификация сказок, раскрыты методы и приёмы появления народных инструментов на Руси.
Воспитатель здесь найдет материал сказок о музыкальных народных инструментах. Воспитатель здесь будет являться путеводителем в сказке.
Основной формой обучения дошкольников являются занятия, беседы, на которых детям последовательно даются знания о том или другом музыкальном инструменте.
В «Методической рекомендации» даются так же рекомендации по эстетическому воспитанию: по ознакомлению их с музыкальным искусством, по организации их самостоятельной художественной деятельности.
Внимание воспитателя обращается на то, что задача всестороннего гармонического развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста может быть успешно решена при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей установления с воспитанниками доверительных взаимоотношений. Воспитатель не должен допускать подавление личности ребёнка, его самостоятельности, активности. Необходимо помнить, что в становление будущего гражданина важное значение имеет правильное воспитание, музыкальное развитие, физическое развитие ребёнка с самого раннего детства.
II раздел — Тематическая разработка занятий по ознакомлению детей дошкольного и раннего возрастов через сказки, загадки, практические занятия.
Задача музыкального воспитания в д/с подчинены общей цели всестороннего развития личности ребёнка. В центре внимания воспитателя стоит задача воспитания у детей интереса и любви к музыке, к народному творчеству, к русским народным инструментам, которая решается посредством развития музыкальной отзывчивости, слуха: формирования музыкальных умений и навыков.
Из своего опыта могу сказать, что чем раньше с ребенком начинают заниматься ритмическими упражнениями, тем ребёнок быстрее развивается в музыкальном ритме.
Мы в д/к №114 начинали заниматься с детьми с 4-х летнего возраста. Они очень с большим интересом занимались ритмическими упражнениями. Эти упражнения опирались на народные мелодии : «Светит месяц», «Коробейники», «Во кузнице» и т. д.
Игра «Колокольчики»
Дети играют ритмические фразы:
Здесь можно использовать различные инструменты : деревянные ложки, палочки, хлопки руками и т. д.
С ритмическим сопровождением исполняется «Марш» Р. Шумана, русские народные песни.
Полезно играть с детьми в ритмическую игру «Оркестр».
Воспитатель даёт на ложках какой-либо ритмический рисунок, затем один из детей сочиняет его продолжение на барабане. Затем опять воспитатель продолжает свой ритмический рисунок, его подхватывает другой ученик на трещотке и т. д.
С этими детьми мы слушали фрагменты из оперы Д. Шостаковича «Петя и волк». На этом произведении мы знакомили детей с определёнными инструментами (звучание птичек, характеристика волка, Пети и т. д.) Это произведение и другие характерные произведения можно слушать и с другими возрастными группами.
Затем младшим группам мы давали музыкальные инструменты, но перед этим мы знакомили их с историей появления этих инструментов при помощи сказок.
1. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к 8-му тысячелетию до н. э. Самыми первыми музыкальными инструментами стали обычные камни, которыми первобытные люди подавали друг другу сигналы, ударяя камень о камень. Так появился ритм. До сих пор африканцы переговариваются друг с другом на большом расстояния, до нескольких десятков километров так называемым «языком барабана». В Африке множество музыкальных инструментов, но самый главный из них — барабан и его ритм. Камни, барабаны и др. ударные музыкальные инструменты стали первыми, затем появились духовые: дудки, свирели, а потом флейты из тростника и кости. Чуть позже люди научились делать и другие инструменты.
А теперь мы приглашаем вас в мир сказок, были и музыки. Сколько радости приносит нам каждая встреча со сказкой. Она входит в нашу жизнь с раннего детства и остаётся в ней навсегда. В русских сказках чудесным образом сочетаются поэтичность и напевность русского языка, фантазия и оптимизм русского народа, его вера в добро и справедливость. Очень много сказок и песен создано народами разных стран о музыке и музыкальных инструментах. И все эти инструменты обретают свой неповторимый голос в руках исполнителей - музыкантов.
В сказках музыка выражает чувства и мысли главного героя, она помогает одолеть силы зла и достичь поставленной цели.
(дробь малого барабана)
СКАЗКА №1 (о 6. барабане)
Все мы хорошо знаем русский народный праздник «Масленицу». Провожают зиму обязательно на тройках, с песнями и звонами. Лошадям под дугой вешаются колокольчики и бубенчики, и при быстрой езде, встряхиваясь, они издают серебристые перезвоны.
Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и музыкальных произведений, что у композиторов возникла необходимость ввести в состав оркестра народных инструментов специальный инструмент, имитирующий звучание колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали — бубенцы. Они представляют собой большое количество бубенчиков, навешанных на кожу или на какой-то предмет, например, на деревянную. палочку или ложку.
(показать бубенцы и ложки)
(Звучат «ложечки русские», деревянные, расписные, всему миру известные.)
(игра на ложках, потом ложки с коробочкой)
А слышите, как звучат ложки в сочетании ещё с одним инструментом? Очень похоже на цокот копыт. Называется этот инструмент «коробочкой», и появился очень давно.
Взял однажды Иванушка деревянный брусок и постучал по нему. Звук получился глухой и негромкий, ему не понравилось, и стукнул он сильнее. А брусок возьми да тресни! Но зато на треснутом бруске звук получился звонкий и весёлый. Вот такой!
(постучать по коробочке).
А сейчас вы увидите ещё несколько звенящих инструментов :
1. Бубен, румба — веселые инструменты, звонкие, в Испании ни один танец не обходится без их сопровождения.
2. Стиральная доска, — вот она какая, захочу — постираю на ней, захочу — поиграю.
3. Рубель — так же, как и ложки — предмет повседневного обихода русского народа. Вот послушайте сказку о нём. Давным-давно жил старик, и была у него внучка Алёнушка, очень весёлая, умная и трудолюбивая. Сидит она, однажды гладит бельё : накручивает его влажным на скалку и укатывает рубелем.
Подходит дед: «Что ты загрустила, Алёнушка? Иль устала уже?»
Та рассмеялась, да весело так, радостно, и каталкой провела по рубелю. Звуки
рассыпались как горошины, и ноги у старика сами в пляс пошли. Вот они какие, инструменты русские!