Анастасия Тотьмянина
Игры по обучению грамоте в движении
Актуальность.
Обучение грамоте – довольно сложный процесс для дошкольников. Им очень сложно усвоить звуко-буквенный анализ слов, деления слова на слоги, нахождение нужного звука в слове деления на слоги и составления предложения. И тут на помощь приходит игра. В игре сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе. Педагог должен открыть мир игры и заинтересовать его. И только тогда, ребенок будет подчиняться определенным правилам, у него появится желание много узнать и добиться результатов. В период обучения грамоте старшие дошкольники должны усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, овладеть навыками фонематического анализа и синтеза.
Публикация «Игры по обучению грамоте в движении» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2020
Цель: эффективность использования игры и игрового материала по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать связную речь, расширять словарный запас. Активизировать знания детей о звуковом строении слова.
2. Закреплять умение делить слова на слоги, называть последовательность слогов.
3. Закреплять знание детей о строении предложения, уметь строить предложения из двух, трех и более слов.
4. Учить планировать свои действия в игровой ситуации в парах со сверстниками выполнять правила игры.
5. Воспитывать любознательность, активность, интерес и любовь к родному языку.
Подвижная грамматика
Учиться читать, закреплять звуко-буквенный анализ, составлять слоги, предложения, находить слова на заданный звук можно не только сидя за столом, но и в движении.
Подвижные игры с «грамматической начинкой» можно использовать не только на занятиях по грамоте, но и на физкультуре и во время прогулки. Вот примеры таких игр.
«Найди свою букву в кругу»
На полу выложен круг, разделенный на сектора с карточками букв. Изобразить круг можно с помощью мела, веревок, цветных ленточек или большого обруча. разложить карточки с буквами или картинки, который позволит менять их местами, каждый раз создавая для детей эффект новизны.
Первый вариант игры.
Дети встают за круг. По сигналу дети начинают двигаться направо или налево под музыку. Когда музыка останавливается, дети быстро находят букву своего имени и встают на этот сектор. Не сумевший правильно сориентироваться вылетает.
Второй вариант игры
«Составь слог»
Дети делятся на две команды по 10 человек. Им раздаются карточки с буквами. Одной команде карточки с гласными буквами, а другой команде карточки с буквами, которые разложены в секторах. Воспитатель произносит слог ВА, а двое детей из каждой команды должны составить названный слог, взяться за руки и встать в тот сектор, где есть одна из этих согласных в слоге буква. Если слог составлен верно, то бежит следующая пара. Забеги повторяются несколько раз. Каждый раз воспитатель называет новый слог, чтоб все дети смогли поучаствовать.
Третий вариант игры.
«Найди картинку на букву»
Детям раздаются картинки на данную букву, что разложены в секторах. Детям нужно по окончании музыки разложить картинку на данную букву. В ходе игры выявляются победители и проигравшие.
Четвертый вариант игры.
«Потерялась буква»
Детям раздаются картинки. Дети по окончании музыки должны встать в тот сектор, с какой буквы должно начаться слово под картинкой.
Пятый вариант игры
«Угадай, сколько слогов на картинке»
Разделиться на пары и раздать каждой паре набор карточек с цифрами 1, 2, 3, 4 (кому какая цифра попадет). Дети ходят по кругу и отыскивают картинку, состоящую из одного слога, двух, трех или четырех в соответствии с номером карточки. Когда найдена картинка, дети должны прохлопать, протопать, попрыгать, прошагать или проговорить.
Шестой вариант игры
«Дружные ребята»
Дети в парах по команде бегут к кругу с секторами и встают около любой картинки и составляют словосочетание на данную картинку. Под бубен начинается ходьба по всему залу, звучит команда: «Тройки!». Дети перестраиваются тройками и бегут к секторам с картинками и составляют
предложение из трех слов. Один начинает, другой продолжает, а третий заканчивает.
Седьмой вариант игры.
«Потерялась буква»
Детям раздаются картинки. Дети по окончании музыки должны встать в тот сектор, где данная буква в конце слова.
Угадай картинку»
Необходимо внимательно посмотреть на картинку, отгадать, что это за слово и найти слог, который содержится в этом слове.