ирина машкина
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.»
Воспитатель: Машкина Ирина Анатольевна
МБОУ ЛСОШ №16 им. Н. В. Переверзевой
Село Летник. Ростовская область
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей - образовательные области.
Публикация «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители. С точки зрения психологов, начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи.
С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном образовании. Многолетний опыт моей работы с детьми позволяет утверждать, что значительная часть дошкольников испытывает трудности в овладении грамотой.
Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования потенциальных возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо развивать познавательный интерес ребенка, логическое мышление, помочь овладеть навыками проведения анализа, синтеза, сравнения и др.
Педагогические работники ДОО (учителя-логопеды, педагоги- психологи, воспитатели, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка, и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Обучение грамоте - довольно сложный вид деятельности для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра.
В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его.
И только тогда ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте освоит азы грамоты, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Проблема обучения детей грамоте всегда вызывала у меня профессиональный интерес. Учитывая её актуальность, я решила провести исследовательскую работу.
Данное исследование было проведено мною с целью повышения уровня освоения программного материала по образовательной области «Речевое развитие», в частности, по обучению грамоте. Дети все разные. Не все могут раскрыться на занятии: могут постесняться ответить на вопрос или просто не успеть за другими детьми. А при проведении данного исследования с каждым ребёнком я общаюсь индивидуально, что дает ему возможность раскрепоститься, он имеет время на обдумывание ответа. Применение индивидуального подхода позволяет детально выявить динамику в освоении тех или иных тем и скорректировать мою дальнейшую работу.
ПРОБЛЕМА: речевое развитие ребенка.
ЦЕЛЬ: развитие фонематической стороны речи.
ГИПОТЕЗА. К концу исследования до 90% детей :
- научатся определять протяженность слов;
- научатся выделять первый звук в слове и подбирать слова с заданным звуком;
- различать и называть гласные звуки; находить их в словах.
Исследовательская работа поделена на два идентичных по структуре блока. Они различаются между собой поставленными задачами и оценочными заданиями. Мониторинг полученных результатов исследования отслеживается посредством итогового констатирующего эксперимента.
Временной промежуток первого блока с сентября по декабрь. Задачами этого периода являются:
1 развитие умения делить слова на слоги и подбирать слова с заданным количеством слогов;
2 выделять первый звук в слове и подбирать слова с заданным звуком;
3 находить гласный звук в слове.
Эти задачи решаются с сентября по ноябрь в организованной образовательной деятельности, при проведении режимных моментов, в различных видах игр.
«Звуковые часы». Дети отмечают стрелкой слово с заданным количеством слогов.
«Телеграф». Воспитатель называет слово, а дети передают его по телеграфу (отхлопывают, отстукивают количество слогов в нем). Для того чтобы дети не сбивались, можно выкладывать мелкие игрушки, фишки или счетные палочки в соответствии с количеством слогов в слове.
«Найди гласный звук». Воспитатель называет гласные и согласные звуки. Дети характеризуют звуки (гласный или не гласный) и показывают красную или серую фишки.
«Домик для гласного звука». Дети поселяют гласный звук в домик на раздаточных карточках.
«Поселим звуки в домики». Работа с карточками-схемами.
«Найди дом». Дети получают карточку с предметной картинкой, считают сколько слогов в слове и относят в домик с соответствующей цифрой.
В конце ноября проходит первая серия констатирующего эксперимента. Я предлагаю детям задания по изученным темам. Результаты исследования заношу в таблицу, и по ним оцениваю уровень освоения программы. Составляю индивидуальные маршруты для каждого ребенка. На родительском собрании раздаю родителям памятки с перечнем игр по обучению грамоте. В течение месяца изученный материал закрепляется с учётом индивидуальных маршрутов как в ДОУ, так и дома.
В конце декабря проводится вторая серия констатирующего эксперимента по тем же заданиям. А для детей, получивших высший балл в первой серии эксперимента, я предлагаю задания с усложнениями.
Временной промежуток второго блока с января по апрель. Задачи этого периода :
1. Учить выделять в слове первый и последний звуки.
2. Учить различать гласные и согласные звуки. Находить гласные звуки в словах.
3. Развивать умение называть звуки в слове по порядку.
4. Учить различать слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это?
С января по март проводится формирующий эксперимент. Организованная образовательная деятельность проводится в игровой форме.
«Слова – друзья». Подбор рифмы к заданному слову.
«Живые звуки». Каждый из детей «обозначает» один из звуков заданного слова и выполняют различные задания, предложенные воспитателем.
«Какой звук заблудился?» Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает определить, какой звук «заблудился» :
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
«Подбери картинку». Дети соотносят количество звуков в словах со схемами.
«Цепочка слов». Дети подбирают слово, которое начинается на тот звук, на который заканчивается предыдущее слово.
«Погрузим продукты в поезд». Воспитатель предлагает детям «погрузить» продукты в поезд (соль, мука, сахар). При этом количество звуков в словах-названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.
Первая серия констатирующего эксперимента второго блока проводится в марте. Задания, предложенные детям, также соответствуют изученным темам. Результаты заносятся в таблицу и в соответствии с ними составляются индивидуальные маршруты. Каждого родителя я знакомлю с результатами констатирующего эксперимента, с успехами и проблемами их ребенка. В своей практике я использую проведение мастер-классов по обучению родителей методике проведения игр по обучению грамоте.
В конце апреля проводится вторая серия констатирующего эксперимента второго блока, с усложнениями для тех детей, которые получили максимальный балл в первой серии.
Сравнивая результаты констатирующих экспериментов первого и второго блоков, я увидела положительную динамику в освоении программного материала по обучению детей грамоте.
Первый блок.
Первый констатирующий эксперимент – 85%
Второй констатирующий эксперимент – 95,6%
Второй блок.
Первый констатирующий эксперимент – 80,5%
Второй констатирующий эксперимент – 90,5%
В мае проводится итоговый констатирующий эксперимент по методике О. Н. Крыловой. Задания даны в форме тестов, что не вызвало у детей никаких затруднений. Думаю, что опыт работы с тестами пригодится детям в школе.
По результатам итогового констатирующего эксперимента 50% детей показали высокий уровень, 40% - уровень выше среднего, 10% - средний уровень освоения программы. Низкий уровень не показал никто. Проведенное исследование показало положительную динамику освоения детьми знаний по обучению грамоте, что поможет им при обучении в первом классе начальной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
• ФГОС ДО, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
• Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте». Мозаика-Синтез. Москва 2009г.
• Н. В. Дурова «Фонематика». Москва. Мозаика-Синтез. 2002г.
• О. Н. Крылова «Русский язык. Входные тесты. 1 класс». «Экзамен». Москва 2012г.
• Л. М. Козырева «Мы читаем по слогам». Москва 2011г.