Людмила Архипова
Обучение детей экспериментированию
▼ Скачать +Заказ
Прежде, чем давать знания,
надо научить ребенка думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Актуальность:
Ребенок - природный исследователь окружающего мира, который открывается ему через опыт его личных ощущений, действий и переживаний. Введению термина «экспериментирование» наука обязана ученому
Ж. Пиаже, который проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Публикация «Обучение детей экспериментированию» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Слово «эксперимент» происходит от греческого языка и переводится «как проба, опыт».
В законе «Об образовании в Российской федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса названа и познавательно- исследовательская, которая входит в число специфических видов деятельности, а значит создает условия для обогащения развития ребенка. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»,- говорил Н. Н. Поддьяков. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования
(Н. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).
Однако на сегодняшний день разработанные методики организации детского экспериментирования внедряются в практику работы ДОУ, в том числе с детьми с ОВЗ медленно и в недостаточном объеме. А развитие познавательной активности у детей с ОВЗ особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Введение в процесс обучения детской экспериментальной деятельности значительно облегчает процесс усвоения знаний у детей с ОВЗ, в том числе детей с общим недоразвитием речи.
Представляется, что решение поставленных проблем с помощью психолого-педагогических методов, эмпирических методов (опросов, наблюдений, опытов) поспособствует обучению экспериментирования у детей с ОВЗ.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментированию.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие экспериментирования у детей с нарушением речи возможно, если:
- разработаны направления работы по формированию познавательного интереса;
-включены опыты в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
-обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным материалом и оборудованием.
Задачи:
Развитие познавательной активности.
Развитие интереса к поисковой деятельности.
ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Информационно-установочный
Задачи:
1. Подбор информации по изучаемой теме.
2. Выявление уровня развития экспериментирования (изучение и проведение анализа материалов исследования).
1. Подбирает информацию по изучаемой теме
2. Психолого-педагогический эксперимент
3. Выявляет и анализирует основные долговременные и кратковременные цели по итогам диагностики
1. Книги, конспекты
Интернет - ресурсы.
2. Диагностический инструментарий:
Методика
О. А. Соломенниковой
5 заданий:
«Мир животных»
«Растительный мир»
«Неживая природа»
«Времена года»
«Правильное отношение к миру природы»
1. Разработка направлений работы по формированию познавательного интереса.
Практический
Задачи:
1. Развитие познавательной активности.
2. Развитие интереса к поисковой деятельности.
1. Эмпирические методы (опыты, наблюдения) в мини лаборатории.
2. Игры
2. Слушание звуков природы на аудиодисках.
3. Беседа по результатам просмотра видеосюжетов и презентаций.
2. Проведение игр и упражнений по компьютерной программе. Опыты:
- с водой; песком; льдом;
Наблюдение:
-за ростом растений
- за животными
-за звездами
Мультимедиа:
1. Интерактивная доска.
2. Ноутбук.
3. Музыкальный центр.
4. Картотека компьютерных игр.
Дидактические игры:
• «Когда это бывает?».
• «Слово-загадка»
Компьютерные презентации:
• «Времена года».
• «Звуки природы». «Живая и неживая природа».
• «4 царства природы».
• «Вода в жизни человека».
• «Мир за твоим окном».
• «Вода и песок»
Коммуникативные и подвижные игры:
• «Солнце»
• «Водопад». Рефлексия динамики процесса коррекции.
1. Повышение внимания и познавательной активности.
2. Включенность в процесс занятий.
3. Повышение мотивации к коррекционно - развивающим занятиям.
4. Улучшение процессов памяти и внимания.
5. Расширение словарного запаса и развитие активности речи
Заключительный
Задачи:
1. Оценка эффективности использования ИКТ в коррекции памяти детей.
1. Проведение диагностического обследования и анализ полученных результатов.
2. Создание картотеки игр и упражнений для воспитателей и родителей.
Консультации для родителей.
Буклеты:
• «Растим Любознайку»
• «Домашние опыты с водой»
Консультации:
«Мир вокруг нас»,
«Как организовать экспериментирование дома»
1. Отслеживание эффективности методической разработки.
Перспективы развития:
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Познавательно-исследовательский интерес является хорошим средством для осуществления обучающей и развивающей деятельности для педагогов и психологов, а также родителей, желающим помочь ребенку пополнить и расширить представления об окружающем мире, развить его речь.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н. Жизнь вокруг нас. - М. : Академия развития, 2003.-149 с.
2. Балаценко Л. К. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. –М. : Дошкольное воспитание, 2005. - № 7.- с. 36-42
3. Васильева А. И. Учите детей любить природу. – М. : 2002. – 56 с.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : 2005.- 80 с.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / под редакцией Л. Н. Прохоровой, М. : АРКТМ, 2004.
6. Поддьяков Н.
7. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1998 г.
8. Рыжова Н. И. Игры с водой и песком. // Обруч, 2004 г. № 2
9. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПБ, 2008 г.
10. Савенков А. И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Я. : Академия развития, 2002. - 80 с.
11. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
Интернет ресурсы:
https://txtbooks.ru
https://www.yabooza.ru
www.igraemsa.ru –
www.babylessons.ru - детские развивающие игры
www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения
https://ped-kopilka.ru
https://bibl22.ru