Наталья Новикова
Совместно организованная деятельность по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Вода умеет подниматься»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вода умеет подниматься»
[/b][/i]
Цель: Познакомить детей с новым для них свойством воды.
Задачи:
Образовательные
- формировать представления о свойствах растений впитывать воду;
- закрепить представления об особенностях различных предметов впитывать воду;
- активизировать словарь по теме опыта.
Развивающие
- развивать звуковое и слуховое внимание;
- развивать диалогическую речь;
Публикация «Совместно организованная деятельность по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста „Вода умеет подниматься“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.
Воспитательные
- формировать желание бережно относиться к окружающей природе;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
- воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Материалы и оборудование: вода, емкость для воды, цветное бумажное полотенце, иллюстрация с изображением частей растения, живой цветок с высоким стеблем (н-р, бегония).
Технологии:
- здоровьесберегающие (динамическая пауза, соблюдение требований СанПин);
- игровые;
- технологии проблемного обучения;
- поисково-исследовательская деятельность.
Предварительная работа: проведение опыта «Свойства предметов впитывать воду».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Начало опыта.
На столе емкость с водой, цветок.
Наливаю воду в цветок. Дети наблюдают за тем, как земля постепенно впитывает воду.
- Ребята, что я сейчас делала?
- Да, я поливала цветок. А куда же подевалась вода? (Земля впитала воду)
- Правильно, так и поливают цветы. Вода питает растения, дает необходимые им влагу и полезные вещества, минералы.
- Вспомните и назовите части растения, которые вам известны.
При ответах опираться на иллюстрацию с изображением частей растения.
- Какие из ни х растут под землей?
- Какие находятся над землей?
- Как вы думаете, какая часть растения питается водой, когда мы поливаем землю?
- Я очень рада – вы находите ответы на сложные вопросы. Правильно, поливая землю, мы питаем корни цветов.
2. Рассматривание цветка.
- Давайте рассмотрим наше растение - бегонию. Что вы можете о нем сказать? (Красивое, зеленое, большие листья, высокий стебель) Как вам кажется, здоров или болен цветок? (Здоров) Да, цветочек наш замечательный! Не похоже, что он умирает от жажды. Мы ведь ухаживаем за ним, регулярно поливаем. У него высокий здоровый стебель, блестящие зеленые листья.
- Делаем вывод: Значит стебель и листья тоже получают достаточно питания.
- Но это очень удивительно! Поливаем землю, корни, и питается все растение. Как же это происходит? Как влага и полезные вещества попадают от корней в верхние надземные части цветка?
Выслушать предположения детей, похвалить за высказывания.
3. Динамическая пауза
- Давайте и мы как цветочки потянемся вверх, руки-листики тянутся к солнышку, высоко-высоко! Тело-стебель ровный, прямой и тоже старается стать выше, а головки-цветочки всем кивают приветливо вокруг: «Посмотрите на нас, какие мы красивые!»
4. Опыт с бумажным полотенцем
- А теперь, юные академики, давайте проведем опыт, который нам покажет и объяснит, как же вода поднимается вверх, к листьям и бутонам.
На столе емкость с водой. Емкость должна быть с невысокими бортиками, водой наполняем на части.
Отмечаем и запоминаем с детьми уровень воды в емкости.
- Опустим в миску сухое бумажное полотенце. Внимательно следите за тем, что будет происходить.
НАБЛЮДЕНИЕ.
Лучше всего этот опыт заметен именно с цветным бумажным полотенцем, т. к. по мере намокания оно темнеет. А сухая часть остается светлой.
- Смотрите, что происходит? (Полотенце намокает)
- А как намокает бумага? Правильно, бумага намокает выше и выше, а уровень воды в ёмкости постепенно уменьшается. Заметили?
Вот так вода и поднимается вверх!
Обсуждение, высказывание впечатлений от опыта.
5. Анализ проведенного опыта (с учетом проведенных ранее)
- Мы с вами уже проводили опыты и знаем, что у различных материалов разная способность впитывать воду.
- Посмотрите, бумага намокает быстро? Как вы думаете – почему? Правильно, она имеет свойство легко впитывать воду.
- А как вы думаете, растения легко впитывают влагу? (Выслушать предположения)
- Так вот, ребята. Оказывается, растения тоже обладают свойством легко впитывать жидкость. Точно так же как по бумаге, вода поднимается вверх от корней по стеблю и питает листья и бутоны растения! Живительная влага вместе с полезными веществами, растворенными в ней, питает каждый листок, даже расположенный далеко от корней.
Итог.
Итак, наш опыт закончен. Мы в очередной раз нашли объяснение удивительной загадке природы, познакомились со свойством воды «подниматься вверх».
В следующий раз мы проведем другой опыт с растением, который расскажет, как именно это происходит. А вы подумайте дома, как же можно доказать, что вода распространяется по всему цветку.