Глубоковская Наталья
Обучение детей речевому этикету посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимой частью личностного и интеллектуального развития дошкольников является знание детей речевого этикета посредством дидактических игр.
Сегодняшний ребёнок должен иметь эстетический вкус, интересоваться искусством, показывать хорошие манеры и наличие навыков этической речи. Общению человека с окружающими помогает культура поведения. К сожалению, в настоящее время родители пассивны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми, предоставляя детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими. Дети много времени проводят у компьютера, телевизора, играют в планшет, они не умеют общаться со сверстниками. В семье и в детском саду ребёнок получает самые первые представления о нормах поведения. В детском саду ребёнок видит, что соблюдение правил поведения необходимо для нормального общения в коллективе.
Публикация «Обучение детей речевому этикету посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
В связи с этим, считаю проблему воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальной.
Работая над этой проблемой, мы определили следующую задачу:
выявить методы, формы работы по формированию и применению этикетной речи у детей дошкольного возраста.
В процессе решения поставленной задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, мною использовались такие формы работы как:
- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирический (анкетирование, беседа, наблюдение, диагностика);
- обработка полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Опыт работы по формированию речевого этикета показал, что при использовании дидактических игр воспитанники глубже, познают обучающий материал и в дальнейшем используют в собственной речи.
Работа по обучению детей речевому этикету отображает собой комплексную систему. Ведь эпизодические напоминания детям о нравственных правилах и нормах не приносят желаемых результатов. На основе разработанного мною перспективного плана, были использованы игровые технологии. Именно игра способствует детям легко усвоить правила речевого этикета.
Данная работа проводилась в два этапа.
1 этап. В младшей и средней группах формировались представления о правилах поведения. Здесь говорилось как нужно себя вести в той или иной ситуации и велись наблюдения за их соблюдением.
2 этап. В старшей и подготовительной группах дети знакомились с правилами этикета. Воспитанникам помогали понимать их необходимость и уметь их применять. Учились эмоционально переживать успешность или неудачу их выполнения.
Игра включает в себя: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, викторины, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы. Важное правило речевого этикета — обращение друг к другу. Формируя у ребёнка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Любому нравится, когда к человеку обращаются по имени. Поэтому и в детях, вначале прививаем личностное уважение к имени каждого. Тут мне помогла серия игр «Тайна имени».
Играя в игру «Волшебный стул», мы с детьми находили ласковые имена, сидящего на соседнем стуле. Так, например, имя Дмитрий, становится ласковым Димочка, задорным Димка, нейтральным Дима, официальным Дмитрий Игоревич.
Для сюжетно - ролевой игры «На границе», дети сами делали «паспорта», проходили паспортный контроль, где нужно было назвать свои данные.
Вследствие чего дети поняли, что в зависимости от возраста или отношения, либо от ситуации, мы к человеку обращаемся по имени или имени отчеству, а бывает даже и по фамилии.
Совместно с детьми и родителями были изготовлены семейные альбомы «Я и моя семья» с фотографиями, рисунками, любимыми художественными произведениями. Дети с большим интересом приносили семейные фотографии, рассказывали истории семьи. Они узнали, что каждое имя имеет своё значение: Александр - «защитник», Сергей - «стражник», Наталья - «родная».
Вместе с детьми рассматривали игровые ситуации, такие как «В общественном транспорте», «В гостях», «В магазине». Тем самым показываю детям, как себя нужно вести в общественном транспорте, что нужно уступить место пожилому человеку и при этом сказать вежливые слова «Присаживайтесь, пожалуйста». Как себя нужно вести, когда приглашаем гостя и ухаживаем за ним. Предлагаем чай, ведём беседу.
Обсуждали с детьми, какие речевые формы можно использовать в случаях приветствия, прощания, извинения и т. д. И мы сделали вывод, что к людям старшего поколения или незнакомому человеку нельзя говорить «привет!». Так же необходимо обратить особое внимание, как ребёнок общается со своими родными, сверстниками, как поступает в тех или иных ситуациях.
Мною была организована выставка «Мои корни». Родители вместе со своими детьми изготовили свои генеалогические древа. Дети научились гордиться своими именами и именами своих предков.
В результате всей проделанной мною работой, дошкольники стали больше употреблять добрых, ласковых, «волшебных» слов, а так же соблюдать правила этикета. Дети научились анализировать различные ситуации, которые происходят дома и в детском саду, как нужно обращаться со взрослыми и сверстниками. Дети могут различать хорошие и плохие поступки, стали проявлять такие качества характера как отзывчивость, доброжелательность, сопереживание.
Анализируя результаты всей работы в развитии речевого этикета, можно сделать вывод, что регулярное и грамотное использование дидактических игр способствует решению задач в наиболее понятной для детей форме. Они готовят дошкольников к школе, учат внимательно слушать педагога, чётко формировать свои мысли и находить нужный ответ.