Маслова Наталья
Обучающая игра для детей дошкольного возраста, имитирующая раздельный сбор мусора
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассмотрена проблема хранения и переработки мусора. Обоснован внешний вид, выбор цвета и формы изделия. Разработана обучающая игра для прививания навыков раздельного сбора мусора для детей 3-7 лет.
Ключевые слова: дизайн, раздельный сбор мусора, обучающая игра
Публикация «Обучающая игра для детей дошкольного возраста, имитирующая раздельный сбор мусора» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Сортировка мусора, отходов. Игры, дидактические пособия
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Проблема загрязнения окружающей среды является одной из самых актуальных экологических проблем человечества на сегодняшний день. Отходы, отправляемые на свалку, загрязняют почву, воду, воздух и наносят непоправимый вред экосистемам и здоровью людей. Мировое сообщество осознает проблему загрязнения и засорения окружающей среды продуктами антропогенной и техногенной деятельности человека как настоящую угрозу устойчивому развитию общества.
Одной из главных причин загрязнения мусором окружающей среды является отношение населения к сортировке мусора. Большая часть населения не задумывается над тем, какую опасность несет мусор для окружающей среды и человечества в целом. Большинство видов отходов разлагается десятки, сотни и тысячи лет. Особую опасность для окружающей среды несет пластик.
Второй объективной причиной можно выделить отсутствие четкой, законодательно закрепленной на государственном уровне позиции по раздельному сбору мусора. Ключевую роль в решении данной проблемы играет ответственное отношение к раздельному мусору не только властей, но и населения. В одних странах она решается достаточно успешно, в других – менее эффективно, в-третьих – состояние дел таково, что в обозримом будущем может привести к экологической катастрофе.
Согласно данным Росприроднадзора, к началу 2022 года на территории России было накоплено более 38 миллиардов тонн промышленного и бытового мусора, при этом для повторного использования и переработки было утилизировано меньше 2,5 миллиардов тонн. Согласно различным источникам, количество переработанного мусора в стране колеблется от 4-5% и до 10% от общего количества отходов [1-2].
Одной из проблем, препятствующей переработке мусора, является необходимость его сортировки. Оптимизировать этот процесс можно при помощи введения практики раздельного сбора мусора. То есть процесса, во время которого мусор сортируется не наемными рабочими на фабрике переработки, а теми, кто этот мусор выбрасывает. Чтобы помочь населению лучше адаптироваться к подобным нововведениям следует образовывать не только взрослое население, но и прививать подобного рода привычки детям младшего возраста, следующему поколению социально-ответственных граждан.
Прививать культуру раздельного сбора мусора, с нашей точки зрения, следует начинать с дошкольного возраста. Дошкольное детство – период, когда ребенок только начинает осознавать свое место в мире людей и в мире природы. Важно, чтобы с детства ребенок воспринимал эти два мира как взаимосвязанные, а не противоположные.
Именно с этой целью был разработан макет игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имитирующей процесс раздельного сбора мусора. Эта игра должна давать детям не только необходимые знания того, как должен проходить данный процесс, но и прививать необходимые навыки.
Для того чтобы заинтересовать детей младшего школьного возраста, в макете использованы яркие образы популярных детских игр и головоломок, таких как мозаика, конструктор, кубик Рубика.
В процессе работы над внешним видом контейнера так же было замечено сходство цветов пластика, используемого в изготовлении существующих контейнеров для раздельного сбора мусора и используемых в производстве конструкторов. Так, желтый, синий, красный и зеленый цвета, в которые окрашиваются мусорные баки, присутствуют практически в каждом конструкторе, состоящем из пластиковых деталей-блоков, соединяемых между собой, а так же на сторонах головоломки кубик Рубика. Данное обстоятельство может обеспечить формирование ассоциативных связей у детей и помочь в будущем укоренению привычки раздельного сбора мусора.
Оборудование для развивающей игра состоит из двух частей: короб, имитирующий контейнеры для сбора мусора; и карточки, имитирующие мусор, который необходимо рассортировать.
За основу расчета размеров короба были взяты средние эргономические параметры детей в возрасте 5 лет. Согласно этим данным параметры контейнера в длину и ширину не должны превышать 1 м, а в высоту 0,5 мм. Разрабатываемый в данном проекте короб будет иметь следующие параметры: высота 0,5 м, длина 0,5 м, ширина 0,5 м. Такой короб представляет собой систему объединенных контейнеров. Это сделано для того чтобы облегчить работу воспитателя или учителя с данной игрой, таким образом, карточки рассортированного мусора, опущенные в разные щели, определяющие тип мусора, оказывались в одном контейнере. Короб состоит из следующих частей: внешнего корпуса с 4 откидывающимися крышками, предназначенными для имитации открытия и закрытия отдельных мусорных контейнеров; внутреннего объема, в который попадают опущенные карточки.
Внешний корпус выглядит как элемент мозаики, где каждый сегмент окрашен в свой цвет так, чтобы сверху и с каждой стороны было представлено по одной ячейке одного цвета. Набор имитации мусора состоит из ламинированных карточек с изображением того или иного вида мусора : пластиковые отходы представлены рисунком бутылки, стеклянные отходы представлены рисунком бокала, бумажные отходы представлены рисунком мятого листа бумаги, металлические отходы представлены банкой из-под газированного напитка. Для упрощения задачи, стоящей перед детьми, участвующими в игровом упражнении, рисунки на карточках соответствуют рисункам на крышке контейнера.
Набор карточек предназначен для того, чтобы позволить ребенку, участвующему в упражнении, самостоятельно принять решение о том, куда стоит поместить тот или иной вид мусора, но не контактировать с настоящим мусором.
Стоит заметить, что отсутствие настоящего мусора и необходимости подготовки какого-либо материала, иллюстрирующего различные отходы, заметно упрощает работу с данной обучающей игрой. Кроме того, при необходимости преподаватель или воспитатель сможет самостоятельно дополнить набор карточек, чтобы усложнить поставленную перед детьми задачу, например, добавить в набор изображение отходов, сбор которых необходимо осуществлять в специально-оборудованный контейнер: батареек, ламп накаливания, градусников и так далее.
Макет разработки и сопутствующую информацию можно увидеть на рис. 1, представляющим итоговый плакат.
Таким образом, спроектировано оборудование обучающей игры для детей по приобретению навыков раздельного сбора мусора. Предложены габаритные размеры и цветовые решения для оборудования. Даны рекомендации, определяющие расположение цветовых блоков, а так же разработан набор карточек, имитирующих различные виды мусора.
Список использованных источников:
1. Утилизация мусора в России. Как реформируют отрасль [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС). – Режим доступа: https://tass.ru/info/6000776 ( дата обращения: 12.05.2022).
2. Объем мусора в России вырос на треть за 10 лет [Электронный ресурс] // РБК. Недвижимость. – Режим доступа: ://realty.rbc.ru/news/5ab4b3509a7947d2bee4777c ( дата обращения: 14.05.2022).