Елена Кутякова
«Сбор семян календулы» НОД с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: систематизировать представления детей о частях растений. Учить практическим действиям с объектами наблюдения, направленным на выявление сенсорных признаков, сравнивать наблюдаемый предмет с другим, натуральным или изображенным на картине. Формировать умения грамотного сбора семян календулы и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в жизни растений. Воспитывать желание оказывать помощь.
Приоритетная область: Познавательное развитие
Публикация «„Сбор семян календулы“ НОД с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние цветы
- Сбор семян на прогулке
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Материал и оборудование: игрушка Сорока; письмо от Айболита, семя цветущего растения календулы; картинка или фото растения; пустые коробки для каждого ребенка; большой конверт.
Словарная работа: календула, спелое семя, недозревшее.
Предварительная работа: знакомство с дидактической игрой «Зверь или птица», разучивание физкультминутки «На лужайке поутру».
Ход
Воспитатель выводит детей па прогулку, они обращаются к объектам неживой и живой природы.
Вместе. Здравствуй, небо высокое!
Воспитатель. Почему оно высокое?
Дети. Оно находится высоко над головой!
Вместе. Здравствуй, солнце доброе!
Воспитатель. Почему оно доброе?
Дети. Потому что оно греет, и светит!
Вместе. Здравствуйте, деревья! (Воспитатель обращает внимание детей на Сороку-игрушку с письмом в клюве.)
Воспитатель. Ребята, кто это сидит на дереве? Это зверь или птица, что-то я плохо вижу?
Дети. Птица! Сорока!
Воспитатель. Она прилетела к нам из леса. Принесла с собой письмо от доктора Айболита. Надо скорее нам прочитать его. «Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Что нового узнали сегодня? Дети, не могли бы вы мне помочь. Мне нужны семена растения, а какого вы узнаете, отгадав загадку
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает!
Воспитатель. Ребята, вы знаете какого растения семена?
Дети. Календулы.
Воспитатель. Название этого растения напрямую связано с его историей и своеобразным поведением цветка. Еще древние римляне заметили, что ярко-желтые цветки, сами похожие на солнце, поворачиваются вслед за ним, распуская свои лепестки, словно стрелки на циферблате часов. А в тени цветок собирает лепестки в кучку. Вот почему календулу называли цветком солнца, солнечным циферблатом и невестой лета. Было замечено также, что растение извещает о начале дня и ночи как своеобразный календарь, отсюда и произошло название calendae, что в переводе с латинского языка означает «первый день месяца».
Воспитатель. Давайте читать дальше.
Старым я стал, самому тяжело собирать семена. Высылаю вам фото и семечко, сможете най-ти такие? Жду от вас помощи. До свидания. Доктор Айболит»
Воспитатель. Со времен древнегреческого врача Диоскорида в медицине многих народов используются препараты календулы – однолетнего травянистого растения с мелкими цветками желтого или оранжевого цвета и плодами-семенами серповидной формы, напоминают коготки птиц, поэтому календула и получила свое второе название – ноготки.
Употребляют календулу при заболеваниях печени, желчного пузыря, при болях в желудке, рахите, неврозах, ранениях, порезах, ожогах, при ячменях и конъюнктивитах. Установлено, что препараты календулы обладают успокаивающим действием на центральную нервную систему, убивают микробов. Свежим соком растения пользуются против укусов пчел и ос.
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на картинку и подумайте: растет ли такое растение где-нибудь рядом?
Дети. Растёт на клумбе. Воспитатель с детьми идут к клумбе с календулой.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему одно семечко зеленого цвета, другое - коричневое? Кто догадался?
Дети. Потому, что коричневое – это спелое семя, зеленое - недозревшее.
Воспитатель. А недозревшие семена можно собирать с календулы?
Дети. Нет. Надо подождать, когда оно созреет.
Воспитатель. Правильно! Семечко календулы стало коричневого цвета, мы аккуратно его соберём. Вы не забыли, о чем он нас просил?
Дети. Собрать семена календулы!
Воспитатель. Тогда будьте осторожны с растением: не наступите на него, не гните стебель, не рвите цветок. (Слова воспитатель сопровождает показом действий, раздает каждому по пустой коробке). (Совместная деятельность воспитателя и детей: сбор семян.) Ребята, вы просто молодцы! Сколько собрали семян. Вот Айболит обрадуется! В следующий раз мы и себе соберем, договорились? Остальные семена созреют к тому времени и станут коричневого цвета. Теперь давайте все семена сложим в один конверт и отдадим Сороке. Она полетит и передаст его Айболиту. (Подходят к Сороке, которая по-прежнему сидит на том же месте. Воспитатель отдает ей конверт.)
Воспитатель. Передавай привет Айболиту. До свидания! А мы с ребятами пойдем играть на спортивную площадку.
Физкультминутка «На лужайке поутру»
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты - ромашка, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.)
А теперь мы - ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы - веселые лучи.
Мы - резвы и горячи. (Прыжки на месте.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Построить круг).
Раз, два - вперед нагнуться! (Наклоны вперед.).
Три, четыре - быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх.)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два - назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)
Стали бегать и скакать!