Елена Звягинцева
Образовательные проекты как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные проекты как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ
Опыт работы
воспитателя высшей квалификационной категории МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка»
Звягинцевой Елены Николаевны
на тему: «Образовательные проекты, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»
2020год
Публикация «Образовательные проекты как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ» размещена в разделах
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»
Слайд.
Актуальность:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем). Все эти «почему» нельзя оставлять без ответа, но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.
Технология проектной деятельности является одним из оптимальных, инновационных и перспективных. По моему мнению её использование помогает ребенку расширять собственные знания о планете, природе, людях, различных процессов, развивают в нем коммуникативные и познавательные способности, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, предоставляет детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Поэтому, определившись с темой: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ» поставила перед собой цель: Слайд. -Формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Для достижения цели определила следующие задачи: -создание развивающей предметно – пространственной среды в группе; -создание условий для свободного исследования и экспериментирования; -расширять представления детей об окружающим мире; -научить планированию, поиску и умению делать выводы; -развивать связную речь; -формировать умения презентовать продукт своей творческой деятельности; -вовлекать родителей в совместную проектно-исследовательскую деятельность.
На первом этапе работы над проектом я выбираю тему, определяю проблему, цель и задачи проекта. Моя задача, как педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Для этого использую модель “трёх вопросов” : -Что знаю? -Чего хочу узнать? -Как узнать? Я ставлю перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка, вовлекаю дошкольников в решение проблемы, вместе с детьми составляю план - схему проведения проекта, собираем информацию, материал. Второй этап – реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). На данном этапе провожу плановые мероприятия: занятия, игры, наблюдения, даю домашнее задание родителям и детям. Третий этап - обработка и анализ результатов. Презентация опыта работы. При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. В дальнейшем разработала план движения к цели: где подготовила ряд консультаций для родителей: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье» познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Мной разработаны проекты : Слайды Экологический проект работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме : «Моё родное Ставрополье», «Природа родного края» Целью этих проектов стало развитие познавательных интересов дошкольников в освоении культурно-исторических ценностей нашего региона и села. Проект «Каждой пичужке - кормушка» Цель проекта : Расширение знаний о жизни птиц, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Информационно-творческие. проекты на тему :
-Проект «Деревья- наши лучшие друзья»;
-Проект «Покормите птиц зимой»;
Проект «Встречаем птиц».
Проект «Мы друзья природы». Необходимо было научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее.
Во все времена уделялось много времени защите, сохранению и развитию здоровья детей. Проект по здровьесберегающим технологиям «Будь здоров- малыш», где формами работы стали встреча – круглый стол с родителями, совместный досуг, консультации: «Движение – это жизнь», «Закаливание ребенка», занятия с проблемными ситуациями: «Зачем человек моется?», «Чтобы зубы были здоровыми?». Были проведены Дни открытых дверей, мероприятие «По дорожке здоровья». Уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашей группы проекта «Волшебная математика». Краткосрочный проект «Этот загадочный космос». Тип проекта : обучающий, исследовательский, игровой. Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки. Проект : «В гостях у у доброго,старого дедушки К. И. Чуковского» Цель проекта : развитие речи и обогащение словарного запаса дошкольников на основе произведений Корнея Ивановича Чуковского. Своебразным звеном познавательной активности детей стал исследовательский проект в подготовительной группе «Измерение объема сыпучих и жидких тел». В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Познавательно-творческий проект в старшей группе «Зимняя мозаика» Цель: сформировать в сознании детей знания целостной картины мира о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей. Творческий проект по народно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Защитники Отечества», итоговым мероприятием стал праздник с любимыми папами. Создать у детей положительное эмоциональное настроение у нас в группе помог Проект «Лето в яркие краски одето» Красиво оформленная территория участка имеет большое значение для нравственного, эстетического и физического воспитания ребенка. В нашем детском саду «Веснянка» задолго до летнего периода стартовал социальный проект «Благоустройство участка». Следующим этапом работы стал творческий проект «Я и моя семья», где дети проявили свою самостоятельную активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи на занятиях познавательного и художественно-продуктивного цикла. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы творческий конкурс и выставка поделок «Творческая семья», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей. Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности: • наглядный; • словесный; • практический; • проблемно-поисковый; • исследовательский; • сюрпризный момент; • создание воображаемой ситуации; • использование музыки. Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Уверена, что только со всеми участниками образовательного процесса мы сможем повысить качество образования наших воспитанников и достичь новых результатов. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей : В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Я считаю что,родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Вывод: В результате работы по данной теме пришла к выводу, что тематическое обучение способствует: - Активизации самостоятельной познавательной деятельности детей; -Развитию творческих способностей детей, навыка обобщения и анализа; - Развитию мышления, творческого воображения, памяти, внимания; - Развитию умения контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму; - Совершенствованию организаторских способностей и умения сотрудничества. Считаю что каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка чувство гордости за полученный результат.