МААМ-картинки

Обогащение и активизация словаря детей 3–4 лет в игровой деятельности

Лариса Чёмина
Обогащение и активизация словаря детей 3–4 лет в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности.

В 3 - 4 года дети свободно используют в своей речи до 1000 слов. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, описывать увиденный предмет или картинку, пересказывать услышанную сказку.

Публикация «Обогащение и активизация словаря детей 3–4 лет в игровой деятельности» размещена в разделах

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, поэтому большое значение на данном возрастном этапе приобретает работа воспитателя и родителей, направленная на эффективное обогащение словарного запаса ребенка и его разностороннее развитие.

В деятельности воспитателя по развитию речи ребенка и обогащению его словарного запаса используются следующие методы и приемы:

- наглядные,

- словесные

- практические.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

Для формирования словаря детей широко используются дидактические игры разных видов : игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.) настольные печатные игры, а также словесные игры.

Дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности правильному логическому мышлению.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, позволяющие вести диалог со сверстниками, тем самым используя уже имеющийся словарный запас и пополнение его новыми словарными единицами.

В младшем дошкольном возрасте многие игры сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

При работе воспитателя по развитию и обогащению словарного запаса необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и их уровень речевого и познавательного развития.

Практика и специальные исследования показывают, что детей в первую очередь необходимо научить пользоваться диалогом как формой общения. У них необходимо развивать такие коммуникативно-речевые умения, как: умение слушать и понимать обращенную к собеседнику речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за речевых недостатков. В группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором.

В своей работе Я обеспечиваю постоянную смену деятельности – работа за столами, на ковре, физкультминутка, задания на развитие мышления, мелкой моторики, на развитие диалогической формы речи. Особая роль отводится художественной литературе: заучиванию пальчиковых игр, потешек, стишков и их обыгрыванию.

Во всех играх я создаю игровую мотивацию. Например, в гости к детям приходят игрушки, лесные и домашние животные, а также дети сами отправляются в путешествие, что вызывает у детей положительные эмоции и поддерживает интерес к речевой деятельности на протяжении всей игры. Необходимость в помощи этим персонажам, помогала нам в решении задачи воспитания чувства взаимопомощи у детей.

Несмотря на небольшую продолжительность работы в нашем дошкольном учреждении и во второй младшей группе, большое внимание я уделяю развитию активного словарного запаса своих воспитанников.

Для этого я применяю

- артикуляционные и пальчиковые гимнастики;

- заучивание стихотворений, потешек, песенок;

-дидактические игры на развитие речи: «Повтори», «Доскажи словечко», «Кто как кричит», «Скажи наоборот», «Кто что делает?», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Какой, какая, какое?», «Чудесный мешочек»;

- чтение художественной литературы с проговариванием знакомых моментов, пересказ сказки по картинкам;

- инсценирование сказок (пальчиковый театр, кукольный театр).

В результате проделанной работы я могу сказать, что у детей повышается речевая активность, увеличивается словарный запас. Дети могут говорить не торопясь, задавать и отвечать на вопросы.

Мои воспитанники интересуются окружающим миром, общаются со сверстниками, пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием и прощанием, знают много стихов, потешек, песен и с удовольствием их рассказывают.

В дальнейшем в своей деятельности планирую продолжить работу по формированию словарного запаса у детей и развитию речи, больше внимания уделять современным подходам к воспитанию детей, инновационным методикам и новинкам методической литературы.

Публикации по теме:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детейДвусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно - игровой среды в группе. В игре.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Выносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулкеВыносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулке В нашем детском саду прошел конкурс выносного оборудования для организации игровой деятельности детей на прогулке "Погуляем, поиграем".

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Ширма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детейШирма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детей Многофункциональное пособие «Ширма». Данная ширма – пособие лёгкое, переносное. Она изготовлена из полипропиленовых труб. Её можно.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение и активизация словаря детей 3–4 лет в игровой деятельности
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 09:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение и активизация словаря детей 3–4 лет в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Чёмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД