Лариса Чёмина
Обогащение и активизация словаря детей 3–4 лет в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности.
В 3 - 4 года дети свободно используют в своей речи до 1000 слов. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, описывать увиденный предмет или картинку, пересказывать услышанную сказку.
Публикация «Обогащение и активизация словаря детей 3–4 лет в игровой деятельности» размещена в разделах
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, поэтому большое значение на данном возрастном этапе приобретает работа воспитателя и родителей, направленная на эффективное обогащение словарного запаса ребенка и его разностороннее развитие.
В деятельности воспитателя по развитию речи ребенка и обогащению его словарного запаса используются следующие методы и приемы:
- наглядные,
- словесные
- практические.
Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.
Для формирования словаря детей широко используются дидактические игры разных видов : игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.) настольные печатные игры, а также словесные игры.
Дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности правильному логическому мышлению.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, позволяющие вести диалог со сверстниками, тем самым используя уже имеющийся словарный запас и пополнение его новыми словарными единицами.
В младшем дошкольном возрасте многие игры сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.
При работе воспитателя по развитию и обогащению словарного запаса необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и их уровень речевого и познавательного развития.
Практика и специальные исследования показывают, что детей в первую очередь необходимо научить пользоваться диалогом как формой общения. У них необходимо развивать такие коммуникативно-речевые умения, как: умение слушать и понимать обращенную к собеседнику речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за речевых недостатков. В группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором.
В своей работе Я обеспечиваю постоянную смену деятельности – работа за столами, на ковре, физкультминутка, задания на развитие мышления, мелкой моторики, на развитие диалогической формы речи. Особая роль отводится художественной литературе: заучиванию пальчиковых игр, потешек, стишков и их обыгрыванию.
Во всех играх я создаю игровую мотивацию. Например, в гости к детям приходят игрушки, лесные и домашние животные, а также дети сами отправляются в путешествие, что вызывает у детей положительные эмоции и поддерживает интерес к речевой деятельности на протяжении всей игры. Необходимость в помощи этим персонажам, помогала нам в решении задачи воспитания чувства взаимопомощи у детей.
Несмотря на небольшую продолжительность работы в нашем дошкольном учреждении и во второй младшей группе, большое внимание я уделяю развитию активного словарного запаса своих воспитанников.
Для этого я применяю
- артикуляционные и пальчиковые гимнастики;
- заучивание стихотворений, потешек, песенок;
-дидактические игры на развитие речи: «Повтори», «Доскажи словечко», «Кто как кричит», «Скажи наоборот», «Кто что делает?», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Какой, какая, какое?», «Чудесный мешочек»;
- чтение художественной литературы с проговариванием знакомых моментов, пересказ сказки по картинкам;
- инсценирование сказок (пальчиковый театр, кукольный театр).
В результате проделанной работы я могу сказать, что у детей повышается речевая активность, увеличивается словарный запас. Дети могут говорить не торопясь, задавать и отвечать на вопросы.
Мои воспитанники интересуются окружающим миром, общаются со сверстниками, пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием и прощанием, знают много стихов, потешек, песен и с удовольствием их рассказывают.
В дальнейшем в своей деятельности планирую продолжить работу по формированию словарного запаса у детей и развитию речи, больше внимания уделять современным подходам к воспитанию детей, инновационным методикам и новинкам методической литературы.