Лариса Нестерова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Обитатели водоемов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жители водоемов. Рыбы»
Возрастная группа : Подготовительная группа.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Жители водоемов. Рыбы»
Задачи:
- Создать условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям.
- Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Обитатели водоемов“» размещена в разделах
- Создавать условия для развития умения выражать словами свои мысли, чувства, результаты.
- Создать условия для развития умения комментировать свои действия.
- Создать условия для умения сотрудничать в предложенных формах.
- Создать условия для свободного выбора детьми материалов и форм для продуктивной деятельности.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель входит в зал.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ко мне в группу ходят малыши, они намного младше вас. И однажды они мне задали очень интересный и сложный вопрос, а какой я скажу позже. А сейчас я хочу вас позвать в волшебный мир. Давайте встанем в круг, закроем глазки. Звучит фонограмма «Шум моря»
Слышите шум воды? Представим, что мы плывем по чистой, прозрачной воде.
«Нам реки, озера знакомы.
Любим мы край наш родной,
Изучаем свои водоемы
И загадки природы родной»
Открываем глаза, ребята, где вы себя представляли? Кто из вас окунулся в водоем? Кого вы там увидели?
Ответы детей
Может вы увидели такую рыбку карася? Или золотую? Или щуку? Может окуня? Или рыбу – попугай? Посмотрите, какие они все разные. Вот и дети моей группы, когда увидели, что все рыбы разные, спросили «Почему их всех таких разных называют – рыбы?
И если честно, я не знала что ответить. Я просмотрела много книг, задала этот вопрос в интернете и еще больше запуталась. И тогда мне подсказали, что в г. Саяногорске в детский сад «Сказка» ходят очень умные дети, вот я к вам и приехала за помощью. Поможете мне ответить вопрос моих детей? Почему рыб называют рыбами, хотя они все такие разные.
Ответы.
Воспитатель: Ой сколько разных признаков вы мне сказали, я столько и не запомню. Надо это как- то зафиксировать, записать или ….
Дети: нарисовать…
Воспитатель: И правда, можно все зарисовать, тогда я точно не забуду.
У меня есть листки разного цвета, вы сказали, что рыбы живут в воде, значит, какой фон можно выбрать?
Дети выбирают фон
Воспитатель: В сети интернет я нашла много подсказок, а как в них разобраться не знаю, давайте вместе. Изображения с компьютера я выведу на экран, чтобы вам было лучше видно.
(Включает презентацию)1 слайд
«Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком»
«По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают
Людей не знают»
Про кого эти загадки?
Ответы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных рыб я вам принесла. Какой формы тело рыб? Да, тело рыб обтекаемой формы, чтобы удобно было плавать. Как плавают рыбы? Давайте это зарисуем. Я знаю один прием, как двумя движениями нарисовать контур рыбы. Показать? (Дети рисуют). Все рыбы имеют голову, туловище и хвост, шеи у рыб нет.
Воспитатель: Вот мы нашли уже два общих признака. Посмотрим еще один слайд.
«Глаза есть, да не мигает,
Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь.»
Воспитатель: «Глаза есть, да не мигает». Что это значит?
Ответы
Воспитатель: У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Так как рыбы живут в воде, вода увлажняет и очищает им глаза.
Воспитатель: Этот признак надо зафиксировать. Как можно отметить глаза
Ответы: Нарисовать, приклеить
Воспитатель: Я своей рыбе сделаю глаза из пластилина.
Хотя у рыб нет век, когда стемнеет, они спят. Некоторые ложатся даже на бок. У большинства рыб глаза расположены по обеим сторонам головы, по одному с каждой. Причем рыба умеет видеть каждым глазом в отдельности. Она видит и перед собой, и над, и сзади, и под собой. Давайте, попробуем поводить глазами как рыбы. (Гимнастика для глаз). Вот и третий признак давайте отметим это на нашей работе.
Воспитатель: В загадке сказано, что «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).
Рассматривают плавники, высказывают мнения.
Воспитатель: Вот и еще один признак – у всех рыб есть плавники. Из чего мы можем сделать плавники, смотрите, сколько на ваших столах интересного материала, я сделаю плавники из бумаги, а хвост из ленточек.
Воспитатель: Рыбы прекрасно приспособлены к жизни в воде. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что я еще нашла в сети интернет.
Воспитатель: Следующий слайд
«Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой»
«У родителей и деток
Вся одежда из монеток»
Ребята, что это за одежда такая «из монеток»?
Ответы детей.
Воспитатель: Да почти все рыбы покрыты чешуей. Чешуйки округлой формы, очень плотные они защищают рыбу. Вот и еще один признак – у рыб есть чешуя. Из чего можно сделать чешую? Я буду делать из пайеток, буду накладывать их друг на друга начиная с хвоста. (приклеивают пайетки, методом наложения) Чешуя может быть самой разной окраски. У большинства рыб спинка темнее, чем брюшко, так они сливаются с темным цветом дна. А рыбы, которые живут ближе к поверхности водоема, где много солнечного цвета имеют чешуйки светлые, иногда очень яркие, как например, у рыбы – попугая.
Песня «Рыбка, рыбка где ты спишь?»
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Ответы:
Откуда в воде кислород?
Ответы:
Правильно в воде тоже есть растения – водоросли, которые выделяют кислород. Давайте нарисуем водоросли и пузырьки воздуха. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и рыбы получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода же выходит наружу сквозь жаберные щели.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, зарисовывая общие признаки рыб, у нас получились замечательные картины. Свою картину я увезу детям в свой детский сад и расскажу, почему при всех отличиях, у рыб есть основные схожие признаки, которые и позволяют их отнести к классу рыб. А также расскажу, что дети из г. Саяногорска помогли мне во всем разобраться. А что сделаете вы со своими работами?
Ответы:
Воспитатель: Правильно, с помощью своих работ вы можете рассказывать малышам о рыбах, показать и рассказать о схожих чертах всех рыб, также поделиться этой информацией с другими детьми вашей группы. Что во время нашей игры для вас было самое сложное? Что нового вы узнали? А за вашу помощь от меня и от детей моего детского сада примите небольшие подарки. Спасибо, до свидания.