Ирина Суслова
Оформление книжного уголка в группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 96.
Консультация.
Тема: «Оформление книжного уголка в группах детского сада».
Выполнил педагог: Суслова Ирина Викторовна.
г. Златоуст, 2018г.
Публикация «Оформление книжного уголка в группах детского сада» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Учитывая это важно с ранних лет приучать ребенка к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение.
Второй год жизни.
Образовательные задачи
Развитие интереса, эмоциональной отзывчивости к содержанию литературных произведений, к иллюстрациям в книгах.
Содержание образовательной работы
Педагог:
• постоянно включает художественное слово в повседневную жизнь ребенка, используя заложенные в фольклорных произведениях и стихах возможности персонального обращения к ребенку («баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай, мою Машу не пугай»);
• наполняет образовательную среду книгами, специально изданным для детей раннего возраста, поддерживает интерес ребенка к ним, привлекая к рассматриванию картинок, сти мулируя ответы на простые вопросы по их содержанию (Кто это? Где у зайчика ушки);
• многократно повторяет доступные детям этого возраста произведения — читает сказку «Репка» по книжке с картинками, рассказывает без книги, разыгрывает с игрушками, снова рассматривает картинки в книге;
• развивает стремление ребенка слушать чтение и эмоционально реагировать на него, показывая жестами и мимикой, как ведут себя персонажи;
• помогает узнавать произведения и их героев при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций, называя их образными именами (котенька-коток, птичка- невеличка, зайка серенький, петушок-золотой гребешок);
Третий год жизни
Образовательные задачи
Воспитание интереса к книгам, способность слушать чтение и рассказывание
Содержание образовательной работы
Педагог :
• читает простые русские народные сказки, несложные произведения фольклора (по- тешки, песенки и др., стихи, в которых принимают участие знакомые персонажи (птички, собачка, кошечка, петушок и т. д.) и описываются понятные детям явления природы, знакомые эпизоды, игровые и бытовые ситуации; вырабатывает умение слушать чтение вместе с группой сверстников; стимулирует ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, вызывает радость от игр со звуками, словами, рифмами;
• учит следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия, а затем без него; активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы: кто это? что он делает? а это что?;
• побуждает самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений
Четвертый год жизни
Образовательные задачи
Развитие у детей привычки к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению с взрослым.
Содержание образовательной работы
Педагог:
• развивает у детей эмоциональную отзывчивость на литературные и фольклорные про изведения и интерес к ним;
• учит слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказывание взрослого;
• учит детей следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, рассказах, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия) и без него; передавать словами, действиями, жестами содержание произведения;
• помогает детям узнавать героев произведений и их действия при многократном чтении и рассказывании, драматизации, в иллюстрациях знакомых и незнакомых книг, в игрушках;
• создает игровые ситуации, в которых дети вступают в ролевой диалог, отвечают на простые вопросы по содержанию произведений;
• поддерживает стремление детей повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения;
• создает условия, активизирующие самостоятельное рассматривание детьми книг, выражение своих впечатлений, узнавание в иллюстрациях знакомых произведений и их героев;
• соотносит содержание произведений с личным опытом детей, с их повседневной жизнью и окружением, активно реагирует на высказывания детей по этому поводу; помогает родителям в организации домашнего чтения, первоначальном знакомстве детей с театром.
Пятый год жизни
Образовательные задачи
Формирование начал ценностного отношения к книге.
Развитие понимания литературной речи, умения следить за развитием сюжета.
Содержание образовательной работы
Педагог:
• развивает у детей способность слушать литературные и фольклорные произведения различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение); эмоционально реагировать на их содержание;
• использует чтение книг как источник расширения и культурного обогащения мира ребенка представлениями о близком и далеком, о сказочных героях и их характерах, о реалистических событиях, поступках взрослых и детей; учит детей следить за развитием действия в произведении; отвечать на вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его;
• привлекает детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях;
• использует высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребенку следить за развитием действия и понимать текст; представляет ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития его воображения, умения слушать речь и воспринимать литературный язык;
• создает благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений;
• обогащает литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование и др. ;
• знакомит детей, как с отдельными произведениями, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями; начинает читать произведения несколько большего объема — чтение с продолжением на следующий день;
• читает детям ежедневно, выбирая для этого удобное время и соответствующие произведения (перед сном, перед едой, на прогулке и др.)
Шестой год жизни
Образовательные задачи
Развитие интереса и потребности в постоянном чтении книг и их обсуждении с взрослыми и сверстниками.
Содержание образовательной работы
Педагог:
• приобщает детей к чтению, ежедневно читая книги, делая это привычным элементом жизни детей в детском саду; расширяет пространство звучания и употребления литературного языка; формирует у детей запас литературных впечатлений;
• развивает индивидуальные литературные предпочтения и художественный вкус, отношение к книге как к предмету эстетической культуры, практикует чтение с продолжением, что позволяет детям встречаться со знакомыми героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события;
• в процессе чтения расширяет представления детей о природе, праздничных датах, современных событиях, мире людей, типах взаимоотношений между ними, обогащая понятия доброты, дружбы, любви, честности, хитрости, жадности и другие ценностные представления, подбирает произведения, по-разному рассказывающие о сходных событиях;
• формирует представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах произведений детской литературы и фольклора и способы их творческого применения;
• формирует динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многогранности и многосвязности; помогает осмысливать литературные образы через различные виды их активного проживания; развивает чуткость к красоте и выразительности русского языка (эпитетам, описаниям, образным словам);
• учит эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации известных произведений;
• создает условия для проявления детского словотворчества, элементарного сочинительства;
• развивает чувство юмора;
• организует создание детьми (совместно со взрослыми) «книг» — сборников сочиненных детьми сказок, рассказов из личного опыта, песенок, проиллюстрированных детскими рисунками; комиксов;
Седьмой год жизни
Образовательные задачи
Развитие представлений об общественной и индивидуальной ценности книги и чтения. Развитие предпосылок смыслового чтения.
Содержание образовательной работы
Педагог:
• поддерживает заинтересованное отношение детей к чтению, ожидание приятного переживания; ежедневно читает детям, используя для этого различные режимные моменты; погружает детей в стихию грамотного литературного языка, обогащает словарный запас; обращает внимание детей на образное и переносное значения слов;
• подбирает книги, которые соответствуют интересам детей группы, темам, которые они обсуждают между собой, которые могут послужить источником для развития игровой и продуктивной деятельности;
• развивает благодаря чтению представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми, о личностных и речевых характеристиках героев; вводит в круг детского чтения издания познавательного, энциклопедического характера; подбирает материалы, в которых раскрывается родная культура, благодаря которым можно познакомиться с местными и общероссийскими традициями, узнать о деятельности взрослых и жизни детей в разных частях света; читает «толстые» книги, чтобы дети изо дня в день следили за развитием событий в истории; проектирует продолжительную познавательную, художественную и игровую активность детей, связанную с содержанием книги; организует обсуждение прослушанного так, чтобы дети демонстрировали понимание прочитанного, придумывали свои версии происходящего; поощряет разыгрывание знакомых историй;
• развивая предпосылки смыслового чтения, учить осмысленно передавать содержание различных текстов; развивает формы воображения, в основе которых лежит проблематизация с целью интерпретации текста;
• развивает выразительную литературную речь, приобщает к словесному искусству, стимулируя проявления творческого осмысления детьми литературного опыта (словотворчество, сочинение рассказов, сказок, попытки рифмовать слова, сохраняя при этом основные особенности стиля и жанра;
• разучивая с детьми стихотворения, учитывает возможности и интересы каждого ребенка;
• развивает чувство юмора;
• пересказывает доступные детям газетные и журнальные статьи на актуальные темы; знакомит с периодической печатью (журналы для детей); включает детей в создание собственных «книг» и «журналов»;
• поощряет самостоятельное знакомство с книгами (например, в библиотеке, чтение вслух (если ребенок уже научился читать);
• продолжает развивать отношение к книге как к предмету эстетической культуры;
• способствует обмену «культурными» впечатлениями между семьями воспитанников, детьми группы (о книгах, детских спектаклях, музеях и др.).
федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (деле – ФГОС ДО, включает ряд требований, среди которых требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т. ч. к развивающей предметно- пространственной среде.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечить:
• Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
• Наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
• Охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
• Возможность общения совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах;
• Двигательную активность детей, а так же возможность для увеличения.
При оформлении книжных уголков можно руководствоваться принципами, определенными ФГОС ДО.
Принцип трансформируемости, которой предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации.
В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму.