МААМ-картинки

Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе»

Оксана Теряева
Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе»

Цель: дать представление родителям о влияние предметно – развивающей среды в семье, на всестороннее развитие ребенка и в подготовке его к школе.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, т. е. такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?

Публикация «Консультация для родителей „Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе“» размещена в разделах

Вполне естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры, иными словами, действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.

«Ну-ка зеркальце, скажи…»

Очень важно организовать детское зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. А с помощью трельяжа ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т. е. в профиль. Это, если хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно (жить в ладу с самим собой). На полочке рядом хорошо поместить маленькое зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу видеть себя сзади. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики. В данном случае набор расчесок и косметики определяется полом ребенка. В идеале данное зеркало помещается и в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, наоборот, вернувшись с прогулки, дошкольник осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. Тут же в прихожей помещается на обувной полке щетка и ложка для обуви. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.

«Мини картинная галерея»

По себе знаем, как много нам недодали ни в семье, ни в школе, опустив в образовании такую важную веху, как «изобразительное искусство». В связи с этим очень большое количество школьников, взрослых равнодушно скользит глазами по картинам, не посещает выставки. Мы с вами, конечно, не профессионалы и не сможем в полной мере объяснить дошкольнику особенности пейзажных, к примеру, картин, композиционное построение, свет и тени, подбор красок и многое другое. Но как важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Если вы откликнетесь на это начинание, рекомендуем в определенной последовательности подавать данный материал:

- произведения одного или разных авторов,

- портретная живопись,

- орнаментальная живопись и т. д.

Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту. (Наступила весна. Хорошо бы сравнить с картиной художника Саврасова «Грачи прилетели» и т. д.)

«Мешочек добрых дел».

В наш стремительный век, время рыночной экономики, время резких контрастов окружающей нас жизни как бы нам с вами не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты. Сейчас же добрые чувства у дошкольников становятся все более дефицитными. Наблюдается в этом вопросе, к сожалению, регрессия. Это подтверждается исследованиями. Так, исследования, проведенные в Институте дошкольного воспитания АПН, говорят о том, что половина дошкольников не замечают происходящего рядом с ним плохого, а 9 из 10 равнодушно проходят мимо. Чтобы избежать этого, мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога Ш. А. Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом вашу коробочку с наличием мелких предметов: камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно.

Главное в данном случае – умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ. А добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться красивой конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т. д. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку в субботу, когда вы вместе подсчитаете, что в мешочке у вашего ребенка целых 6 камешков.

«Детская лаборатория – это серьезно».

Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, снимает с куклы одежду, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. И почти всегда получает замечание от взрослых, которое, как правило, остается без положительных последствий. Так как через некоторое время ребенок опять будет исследовать. И это явление надо всячески поддерживать. Проще и полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, калькуляторы, термометры, компасы (а может, папы еще что-нибудь добавят исходя из интересов своего ребенка). Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т. е. для чего нужно, где и как используется. Вводить предметы рекомендуется по одному, через две и более недель.

«Столярничаем или вышиваем».

В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.

«Шкаф находок».

Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак всю свою жизнь до последних дней посвятил детям. И это не просто слова. Не знаем, всем ли известен тот факт, о котором не можем не рассказать. Когда 200 его воспитанников фашисты отправили в лагерь смерти, в Треблинку, старому доктору предложили остаться, но он пошел со своими детьми… Януш Корчак придавал огромное значение всем мелочам, касающимся воспитания детей. В данном случае мы предлагаем рекомендации педагога организовать в семье «шкаф находок». В этот шкаф ребенок дошкольник, а лучше, если это будут делать все члены семьи, приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Разговоры вокруг находок могут повестись в этот же день, а могут быть по взаимному согласию отложены до выходных дней. Важно только для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру:

- Чем тебе нравится этот камешек?

- На что (или кого) похож?

- Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка.

- И, конечно, постараемся его интересно назвать.

- У кого будет самое интересное название, получает поощрение.

«Уголок ребусов, шарад, головоломок».

Хотим ли мы умного ребенка – на этот вопрос мы все ответим положительно. Все ли для этого делаем и в состоянии ли это, делать, учитывая нашу занятость работой или домашними делами? Во-первых, не делаем все, потому что не в полной мере знаем. А во-вторых, мы действительно заняты. Исследователи семейного воспитания явно подтверждают этот тезис. Общеизвестно, что родители общаются с ребенком от 8 до 15 минут. Имеется в виду прямое общение, т. е. время, когда мама что-нибудь читает, рассказывает, чему-нибудь учит, что-то вместе с ребенком мастерит. Конечно, есть семьи, где эта статистика сильно колеблется в ту или другую сторону. Но мы говорим о типичном семейном явлении. Если вспомнить слова А. С. Макаренко о том, что родители воспитывают детей даже тогда, когда их нет дома (а это, конечно, так, то вроде бы нам не о чем беспокоиться. Но в том-то и дело, что в этих очень частых случаях важна семейная развивающая среда. И если речь идет о уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Сейчас все больше появляется книжек, живых букварей, рабочих тетрадей по математике, природе, где имеют место развивающие картинки-задания. Важно отобрать материал с учетом возраста дошкольника, соблюдая при этом основные критерии отбора:

- важно, чтобы картинка не требовала только констатации (например, нарисован лес, дети собирают ягоды и грибы). Хотя такие картинки нужны и для составления описаний и рассказов.

- любая наглядность в этом плане должна заставлять думать, но по принципу

«Учите, играя».

Уголок ребусов или, иначе говоря, развивающий уголок нужно постоянно пополнять интересным материалом, с которым мы первоначально играем вместе (взрослый и ребенок).

«Книги в вашем доме»

Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами на этапе дошкольного возраста в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книгам, вначале рассматривания иллюстраций, слушания содержания, а затем и чтения. И параллельно способствовали бережному отношению ко всем книжкам, не только детским. Но такого, к сожалению, нет. И не только родительская в том вина. Существуют мощные соперники книг – телевизор, магнитофон, видеомагнитофон.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Хорошо через 2-3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной книге, причем с сюрпризом или поощрением («Сегодня тебе кошка прислала очень интересную книжку «Кошкин дом» или «мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты любишь и бережешь книжки»).

«Звучит музыка»

Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Давайте в связи с этим обратимся к авторитетным исследователям. Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т. е. образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети, обучающиеся музыке, быстрее осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше? Это с одной стороны. А с другой? Доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему. Значит, наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.

Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка и подготовить его к новой ступени развития, к обучению в школе.

Наверное, многие родители, прочитав это, скажут; где же найти место для всех этих уголков? На это мы хотим сразу же ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире! Не верите? Проверьте?

Публикации по теме:

Опыт представления развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе Дорогие коллеги! Я хочу поделиться с вами опытом представления развивающей предметно- пространственной среды в подготовительной к школе.

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды как средство развития ребенкаИндивидуализация предметно-пространственной развивающей среды как средство развития ребенка Хочу поделиться картинками, иллюстрирующими создание предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, отвечающей принципам индивидуального.

Консультация «Формирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» .

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Роль семьи в подготовке ребенка к школе Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным.

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад №221» Консультация для родителей «Роль.

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ» Создание предметно-развивающей среды в старшей группе. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых.

Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский Развитие ребенка - дошкольника.

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулки с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают,.

Протокол родительского собрания «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Протокол родительского собрания № 3 от 03.04.2017г. Присутствовали: 12 человек. Отсутствовали: 0 человек. Тема собрания: «Роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе»
Опубликовано: 27 июня 2017 в 20:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Теряева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД