Мария Ермоленко
Опыт работы по теме «Театрально-игровые технологии»
«О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети — взгляд из будущего»
Значимость игры в жизни ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Игра, как первая ступень познания мира. Игра, как путешествие в неизвестные места, когда происходят удивительные открытия, постигаются новые знания, расширяются отношения. Поэтому игру ребенка дошкольника называют ведущим видом деятельности, то есть деятельностью, которая ведет к развитию личности.
Публикация «Опыт работы по теме „Театрально-игровые технологии“» размещена в разделах
Детские игры – это зеркало, которое отражает особенности времени. В современном мире дети практически прекратили играть или играют очень примитивно. Поэтому особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что если взрослые не организуют игру ребенка, её будет «организовывать» то, что он видит, т. е. массовая теле и видеопродукция, и компьютерные игры.
Играть значит действовать. А что видим мы на практике?
Увеличение числа детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком, или понимать позицию другого. У детей появились существенные проблемы с выражением эмоций.
В современном мире дети стали очень зажаты и внутренне и физически (пластически). Редко встретишь сейчас ребёнка открытого с природной естественностью, которой ребёнок обладает с рождения.
Педагогу, работающему с детьми, важно обладать «инструментом», который поможет ему грамотно организовать игровую деятельность детей. Увлечь детей в процесс!
Мы в своей работе активно применяем театрально-игровые технологии.
Используем театрально - игровую технологию, мы находим решение многих проблем, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативы и самостоятельности. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.
Такие приемы как пластический тренинг, мимические и пантомимические этюды, сценическое движение для избавления от излишнего напряжения, внутренних зажимов у детей.
Многие из вас подумают, когда эти заниматься? И можно ли это включить в режимные моменты? Отвечу да.
С радостью поделимся, как мы это делаем.
Какие проблемы и с чем сталкиваемся:
1- Внимание.
Развиваем первый круг внимания (малый круг) - слушаем что шумит внутри нас. (сердце, живот урчит)
Второй круг внимания (средний круг) – что шумит в комнате, в которой мы находимся (тикают часы, скрип пола)
Третий круг внимания (большой круг)- коридор, улица. (шаги, голоса, ветер, машины)
2. Зажимы (психологический так и физический). Есть дети, которые похожи на маленьких роботов. Они всё время находятся в рамках.
Превращаемся в резиновых надувных кукол, зверюшек. Проверить их на резиновость т. е. (пружинит ли тело от касания) Проверить как сдуваются – вынуть пробку можно прибавить звук (с-с-с-с-с).
Резиновые куклы передвигаются наполненные водой.
Походки.
Как ходят Буратино, клоун, старик, старушка, Баба-яга, Кощей бессмертный….
2- Стеснение. Может выражаться тихим голосом, у кого-то заикание, кто-то закрывает лицо руками, кто –то придумывает себе вымышленное имя или показное равнодушие отходит в сторону отказывается идти на контакт. (Можно предложить игру за ширмой кукольный театр, а можно поговорить по телефону разными голосами)
3- Или излишне раскрепощённые, несобранные, с быстрым переключаемым вниманием, быстрая утомляемость. Не умение слышать и слушать себя и других.
Ходим как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные части тела.
Можно вспомнить историю про Железного дровосека, который рубил дерево железным топором и вдруг пошёл дождь и он заржавел и как он может теперь двигаться. А как он же он будет двигаться, когда его смажут маслом.
Представили, что наступили ногами в липучку и пытаемся оторвать ноги, а теперь прилипли ладошки.
Или представить, что мы набрали в рот воды и надо с ней пройти от одного стула до другого. (воду можно заменить любимым напитком, а потом рассказать что за напиток был)
Поднимаем не видимые тяжести: камень, гиря, кирпич, штангу, мешок с картошкой, сумки из магазин.
Для развития внимания, воображения – актерские тренинги с погружением в предлагаемые обстоятельства.
Как мы это делаем:
Проходим по узкой тропинке и смотрим на деревья (какого цвета)
Ой, а кто это спрятался там в ветках.
Препятствие в виде ручейка. Потрогать рукой. Вода какая? (Предложить, что там можно увидеть.)
Как перейдём ручеёк? Предложения.
Пришли на полянку. Какая красивая полянка! Что вы слышите?
Ой, кто то шуршит в траве? Посмотрите кто это?
Трава мокрая или сухая?
На поляне гуляем и собираем листья и слушаем, как шуршат.
Ой, на меня что-то капнуло. Дождь. Куда спрячемся?
Дождь закончился. Как много луж! Как мы пойдём? Можно их перепрыгивать, перешагивать.
Итог: Важно быть внутри игры с детьми, а не сторонним наблюдателем! Развить способности, заложенные в ребенке, научить мыслить и чувствовать самостоятельно. Хотя все события и разыгрываются понарошку, эмоциональный опыт, который накапливает при этом ребенок, вполне реален.
Ребёнок будет развиваться семимильными шагами, если вокруг него создать богатую предметную среду. Но если это будут просто красивые декорации, не обыгранные с помощью взрослого, то конечно в них нет смысла.
Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально - театральным интересам, а также к дальнейшему развитию.
Это подводит детей к возможности самим развивать игру.