Татьяна Рамазановна Манашева
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию нравственно-патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно- нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Это мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевая игра является самым доступным и эффективным способом воспитания патриотических чувств дошкольников. Использование сюжетно-ролевой игры позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребенка патриотическим чувствам.
От нас, педагогов требуется проявление фантазии, опыта и знания психофизических особенностей детей. В каждой возрастной группе вместе с возрастающими возможностями детей задачи усложняются.
В соответствии с перспективным планом, мы создали картотеку сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию и играли в эти игры весь февраль.
Планирование сюжетно-ролевой игры включает :
Обязательное включение сюжетно-ролевой игры в календарный план;
Дата, название игры, задачи;
Предварительная работа;
Игровой материал, атрибуты!важно привлекать родителей к изготовлению атрибутов);
Сценарий игры;
Обсуждение с детьми сценария игры, распределение ролей;
Проигрывание сценария.
Предварительная работа по организации сюжетно-ролевых игр :
1. Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей тематике сюжетно-ролевых игр.
2. Беседы с детьми (о военных профессиях, о богатырях, о защитниках нашей Родины, о ВОВ, революции и гражданской войне, о жизни и быте древних русичей)
3. Просмотр видеофильмов, презентаций по тематике сюжетно-ролевых игр
4. ЧХЛ по тематике сюжетно-ролевых игр
5. Рассматривание иллюстраций, фотографий
6. Дидактические игры
7. Прослушивание песен, музыкальных произведений
8. Художественное творчество по тематике сюжетно-ролевых игр
В своей работе мы выделили несколько блоков сюжетно-ролевых игр по нравственно-патриотическому воспитанию :
1 блок - Игры по военно-патриотическому воспитанию. Такие игры способствуют формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Благодаря экскурсиям и беседам популярные у детей сюжетно-ролевые игры «Служба в армии» и т. п. получили новое развитие. На прогулках и экскурсиях у детей постепенно появляется интерес к получению исторических сведений – дети спрашивают: «А что здесь было раньше?». У них появляется понимание смысла слов «теперь», «раньше», «сейчас», «давно», разграничение старого и нового. Возникает интерес к тому, как было «давно», что было «раньше». Приобщение детей к истории своей малой Родины не будет успешным, если семья и родители проигнорируют свою роль в воспитании патриотизма и не познакомят ребенка с этапом становления семьи в русле истории города и страны, если не покажут взаимную связь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы по патриотическому воспитанию родителей необходимо привлекать к организации фотовыставок, сбору познавательного материала, видеосъемке различных мероприятий, к участию в целевых прогулках экскурсиях, проведению совместных праздников и досугов. У родителей должна быть выработана активная позиция, чувство ответственности за духовно-нравственное воспитание своих детей. В соответствии с календарно-тематическим планом, мы играли в следующие игры по военно-патриотическому воспитанию : «Богатыри защищают русскую землю от врагов», «Военные моряки», «Российская армия», «Мы – военные разведчики» (на прогулке, «Пограничники».
2 блок - игры по нравственно-патриотическому воспитанию, связанные с русской культурой и народными традициями: «Русская изба углами красна», «Мы – славяне», а также связанные с воспитанием культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей: «Семья, «Семейные праздники» и т. д. Чувство Родины у ребенка-дошкольника начинается с отношения к собственной семье, к самым близким людям. В последние годы институт семьи переживает не лучшие времена – родители меньше внимания уделяют детям, увеличивается количество неблагополучных, неполных семей. Поэтому требуется создать у детей условия для формирования насыщенного положительными эмоциями образа родного дома. Детям нужно научиться заботиться о близких, быть внимательными друг другу, уметь не только брать, но и отдавать, помогать родным словом и делом. Эти задачи мы можем осуществлять через сюжетно-ролевую игру «Семья». Есть несколько вариаций развития этой игры. Это могут быть, например, «Наша дружная семья», «Семья в гостях у бабушки», «Семейные праздники». Каждая из сюжетно-ролевых игр требует первоначальной подготовки. Для более интересного развития игры «Семья» в старшей группе была организована выставка рисунков детей на тему «Моя семья», с детьми была проведена беседа о генеалогии, о семейных привычках и традициях, о родословной.
Игры по нравственно-патриотическому воспитанию нередко связаны с закреплением знаний детей о быте и традициях России. Они призваны знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Формируют социальные умения: умение чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развивают ценностные ориентации через раскрытие культурных традиций и обычаев и др.
Сюжетно-ролевые игры имеют по сравнению с другими играми ряд преимуществ: позволяют включить большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития. Содержание сюжетно-ролевой игры предоставляет ребенку-дошкольнику возможность понять мотивы и цели деятельности взрослых, воспроизвести их взаимоотношения через роль и через игровые правила.
Уровень развития детской сюжетно-ролевой игры прямо зависит от руководства игровой деятельностью коллективом детей со стороны педагога-воспитателя, который приобщает детей к социальной жизни взрослых людей, передает детям свой жизненный и нравственный опыт. От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр во многом зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание. В ходе проведения сюжетно-ролевых игр возможно осуществлять воспитание патриотических чувств: чувства привязанности к своей семье, дому, чувства гордости за город, в котором родился и живёшь, за свой народ и, конечно же, за свою страну.