Лариса Гиязова
Новый формат совместной взросло-детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Новый формат совместной взросло-детской деятельности»
Пространство детской реализации
В новейшем издании Программы «От рождения до школы» предлагается осуществлять переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
Главное нововведение пятого издания — это нацеленность на создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР (пространства детской реализации, противоположный понятию ЗБР (зона ближайшего развития). Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.
Публикация «Новый формат совместной взросло-детской деятельности» размещена в разделах
ПДР не исчерпывается предметно - пространственной развивающей средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребёнок. Пространство реализации – особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребёнка в социальном пространстве, в системе социальных отношений.
Николай Евгеньевич Веракса говорит: - «В качестве главного условия развития детской личности предусматривается социальная поддержка детской индивидуальности. Для этого разворачивается «пространство детской реализации». ПДР (пространство детской реализации) обеспечивает развитие личности, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска. Для этого взрослый должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах:
- заметить проявление детской инициативы;
- помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею;
- способствовать реализации замысла или проекта;
- создать условия для представления (предъявления, презентации) ребенком своих достижений социальному окружению, способствовать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат;
- помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.
Таким образом, раскрывается и развивается индивидуальность каждого ребенка, поддерживается его уникальность, создается детско-взрослое сообщество, в котором формируется личностно-развивающий и гуманистический характер детско-взрослого взаимодействия. Ребенок утверждается как личность, у него появляется опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости.
Создание ПДР (пространство детской реализации) — необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности ребенка. Педагог должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах, во всех видах деятельности».
В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Образовательное событие
Образовательное событие – организованное участие (вовлеченность) педагогов в совместную с детьми деятельность, открывающую личностные смыслы в образовании, порождающие ценностно-смысловые отношения и рефлексию педагогической деятельности.
Характеристики образовательного события – открытие (то, что человек открывает для себя); порождение (результат личного действия) и участие в создании «нового» (новых связей, отношений и опыта).
Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и дети и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное содействие, избегая прямых указаний.
Структура образовательного процесса включает в себя его цели, задачи и содержание которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательной программе ДОО, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие его организацию и осуществление, и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров.
Структура образовательного события включает в себя следующие компоненты:
1. Тема образовательного события (события, праздники, инициатива детей)
2. Целеполагание
3. Механизм «вброса» темы образовательного события
4. Насыщение РППС образовательной организации согласно выбранной темы образовательного события
5. Механизм реализации детских инициатив
6. Единый подход всех педагогических работников (в выборе технологий, форм, методов) к реализации образовательного события
7. Этапы реализации образовательного события:
- вводный – этап погружения (понедельник,
- основной (вторник, среда, четверг,
- заключительный, рефлексия детей и педагогов (пятница).
8. Организация итогового мероприятия
На учебный год планируется 18 образовательный событий, основаниями для выбора которых служат:
- события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (своего села, области, страны, мира);
- явления нравственной жизни (дни доброты, спасибо, друзей);
- явления окружающей природы (дни воды, земли, птиц, животных);
- мир искусства и литературы (дни поэзии, детской книги, театра);
- традиционные праздничные события.
- предложения детей и родителей.
Продолжительность образовательного события определяется спецификой образовательной деятельности, и каждое событие реализуется две недели.
Основные события: «Детский сад», «Вернисаж осенних даров», «Все про меня. Я - гражданин!», «Зимние забавы», «Вырасту здоровым», «Защитники Отечества», «Моя страна. Моя семья», «Лето у ворот», «Дикие и домашние животные», «Природа живая и неживая», «Человек в мире вещей»
События, предложенные педагогами «Синий цвет Земли», «Едем, плывем, летим», «Спорт, спорт, спорт!», «Наши добрые дела».
События, предложенные родителями и детьми «Путешествия», «Космос», «Превращения».
Образовательные события разбиваются на блоки. Каждый блок включает в себя работу по пяти областям (физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).
Данная модель системы образовательной деятельности предполагает реализацию трех полных тематических циклов. Тематическим циклом называется время учебного года, в течение которого реализуется по одному образовательному событию в каждой из образовательных областях. Все три блока реализуются через интеграцию различных видов деятельности с использованием разнообразных форм, методов, технологий работы, основой для проведения которых является самоопределение ребенка.
Каждое образовательное событие длится две недели, которые в свою очередь разбиты на события дня. Событие дня планируется исходя из интересов детей и проходит в образовательных кругах.
Фиолетовый образовательный круг – это творческая мастерская, где дети рисуют, лепят, клеят, работают с бумагой, тканью, нитками и т. д.
Зеленый образовательный круг – здесь дети могут заниматься музыкой, театрализацией, играть на музыкальных инструментах.
Желтый образовательный круг – это все, что связано со спортом, здоровьем. Здесь дети занимаются на тренажерах, играют в подвижные игры.
Синий образовательный круг – это самый интересный и желанный для детей круг, так как там можно и проводить опыты, заняться конструированием, играть с песком и водой, узнать много интересного о мире математики, научиться работать с планшетами и еще много всего интересного.
Красный образовательный круг – это детская библиотека. Здесь дети могут почитать интересную книгу с Гидом – образования, нарисовать персонажей любимой сказки, посмотреть мультфильм, а также создать свой мультфильм в мультистудии.
Важно отметить, что образовательные круги не привязаны к определенному направлению. В каждом из них может быть реализован любой вид деятельности.
В каждом образовательном круге находятся три взрослых человека. Это педагог - Гид образования, педагог наблюдатель - Гид- тьютор и помощник воспитателя.
Гид образования непосредственно работает с детьми, Гид - тьютор ведет наблюдения за детьми и может оказывать помощь детям, которые занимаются на уровне самоопределения. Помощник воспитателя провожает детей, если они закончили свою деятельность, в другой образовательный круг.
В каждом образовательном круге, есть два уровня образовательной деятельности. Гостевой уровень и уровень самоопределения. На гостевом уровне дети занимаются с педагогом – Гидом образования, на уровне самоопределения дети занимаются самостоятельно, имея возможность выбора материала, оборудования, способа выполнения задания. Определится с выбором, детям помогает сформированная педагогом, согласно образовательному событию, развивающая среда образовательного круга.
Развивающая среда каждого уровня помогает реализовывать разные виды деятельности одновременно, что способствует решению поставленных педагогом образовательных задач.
Дети младшего дошкольного возраста занимаются в основном с педагогом, т. к. они только начинают получать опыт, учатся работать с образовательным маршрутом. Дети старшего возраста уже делают выбор, как они будут заниматься с педагогом или самостоятельно.
Каждый день имеет свое название, и дети каждый день узнают новую информацию. Понедельник первой недели - это день, когда проходит введение в образовательное событие. В пятницу второй недели проходит итоговое мероприятие. Итоговым мероприятием является составление каждой возрастной группой интеллект карты, которую дети представляют на общем сборе.
Событие дня начинается с общего сбора детей в музыкальном зале. Здесь собираются все группы детского сада и педагог - Гид информатор дает детям общую информацию о том, чему будет посвящено сегодняшнее событие. Дети задают свои вопросы, кто – то может рассказать о том, что уже знает, делятся информацией друг с другом. После представления информации, педагоги - Гиды образования представляют каждый свой образовательный круг. Они рассказывают детям о том, какие новые материалы или оборудование появились сегодня, что интересного можно сделать из них.
После представления этой информации, дети расходятся в свои группы и делают выбор, куда бы они хотели сегодня пойти. Дети выбирают цветной кружок, который соответствует цвету образовательного круга, затем рисуют свой образовательный маршрут.
После того, как дети сделали свой выбор и зарисовали маршрут, они расходятся по образовательным кругам, где их ждут педагоги - Гиды образования. Они проводят небольшую беседу с детьми и предлагают деятельность на выбор.
Образовательный процесс в кругах не ограничивается временем. Есть дети, которым нужно меньше времени, что бы что – то сделать, кому то нужно больше времени. Если ребенок закончил свою деятельность и не хочет оставаться в образовательном круге, он идет дальше по своему маршруту.
После работы в образовательных кругах, дети возвращаются в свои группы и продолжают заполнять свой маршрут.
Заполнив свой образовательный маршрут, дети обсуждают их. Делятся впечатлениями, отмечают, что удалось сделать, что нет, где больше понравилось, планируют, куда они пойдут завтра. Все вместе составляют общую интеллект – карту события этого дня.
Утренний и вечерний круг
Утренний круг проводится в форме развивающего общения. Это начало дня, когда дети и педагог собираются все вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать что сегодня будет интересного, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Утренний и вечерний круг в теплое время года можно проводить на улице.
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. «Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах. Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие).
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Организация «Утреннего круга»
Цель: Создание положительного эмоционального настроя и уверенности у ребенка, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Задачи:
1. Создать эмоциональный настрой на весь день.
2. Установить комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через свободное общение со сверстниками
3. Научить ребенка взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, пополнить речевой запас детей (обогащение активного словаря; развитие связной речи).
Структура «Утреннего круга»
1. Приветствие или «Минутка вхождения в день».
2. «Новости дня» : обмен информацией.
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
Пример проведения «Утреннего круга»
Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему. Дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение)
Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя или стоя).
1. Приветствие или «Минутка вхождения в день»
- Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, взять друг друга за руки и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.
2. «Новости дня» : обмен информацией
- Игра: «Расскажи нам о себе» ( Каждый по очереди рассказывает: фамилия, имя, сколько лет, где и с кем живет, имя друга).
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика
- Сегодня день солнечный, теплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией Солнца (дети берутся за руки, руки поднимают к Солнцу, делают выдох, руки направляют в центр круга – выдох).
Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непрерывную непосредственно образовательную деятельность.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем.
Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Организация «Вечернего круга»
Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, подвести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Рефлексия Пример проведения «Вечернего круга» Если требуют обстоятельства, например, в группе произошел конфликт, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.
Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца». Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Инновационная технология утренних и вечерних кругов позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.