Наталья Яковлева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19»
Конспект
образовательной деятельности по
познавательному развитию
в старшей группе на тему :
Воспитатель Яковлева Наталья Германовна
Иваново, 2019
«Незнайка и удивительный мир рыб»
Яковлева Наталья Германовна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №19»
Цель НОД: уточнить и расширять знания детей о рыбах.
Задачи приоритетной образовательной области :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Незнайка и удивительный мир рыб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
«Познавательное развитие» - уточнить и закрепить знания о рыбах, их видах по месту обитания (речные, морские, аквариумные); закреплять представление о строении рыб, внешнем виде, способе передвижения, дыхании. Закреплять понятие о различных видах водоемов. Воспитывать экологическую грамотность. Расширять знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать мышление, любознательность.
«Речевое развитие» - развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах; активизировать и обогащать словарь ребёнка, упражнять в образовании однокоренных прилагательных. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Ввести в активный словарь детей следующие слова : «водоём, плавники, мальки, чешуя, аквариум, жабры, сом, щука, карась, ёрш, икра»
«Социально-коммуникативное развитие» - дать представление о значении рыбных запасов для человека и животных на всей планете, воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле. Учить отгадывать загадки. Продолжать учить составлять мнемотаблицу, использовать приёмы мнемотехники для составления рассказа.
«Физическое развитие» - формировать потребность в двигательной активности через использование физкультминутки, развивать мелкую мускулатуру рук с помощью пальчиковой гимнастики.
Цель применения ИКТ:
Активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать мотивационную линию на протяжении всего занятия.
Используемая литература:
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №19»
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Москва, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Большая книга о животных. Москва, Белый Город, 2010.
Интернет-ресурсы:
https://books.google.ru
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe
https://yandex.ru/search
https://www.youtube.com
Предварительная работа:
Чтение: Н. Носов «Карасик», русская народная сказка «По щучьему велению», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением разных видов рыб, просмотр видеороликов «Рыбки в аквариуме», «Красота подводного мира», «Уроки тетушки Совы», беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов, о влиянии деятельности человека на окружающую среду.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация к занятию, выполненная в программе, листы с незаполненной таблицей, цветные карандаши.
Конспект НОД
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть : мотивационно – подготовительный этап. (мин.)
Цель: стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности, мотивирование их на образовательную деятельность, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, активации внимания и речевой активности. Цель: переключение на образовательную деятельность, получение радостного, доброжелательного настроения, заинтересованности.
Ребята, хотите знать, о чем мы будем говорить, сегодня?
Отгадайте мои загадки!
СЛАЙД №2
1. Блещет спинкой чистой
В речке серебристой.
2. Живет под мостиком,
Виляет хвостиком.
Правильно, ответ на эти загадки один – это рыба.
Дети предлагают разные версии.
Дети разгадывают загадки.
- Ребята, посмотрите, нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, от кого оно.
Да это же Незнайка из Цветочного города прислал нам письмо!
Давайте прочитаем!
«Здравствуйте, дорогие ребята из группы «Капельки»! я очень прошу вас мне помочь. Мы с нашим профессором Знайкой как-то пошли на рыбалку и Знайка сказал, что я ничего, совсем ничего не знаю о рыбах. А я не знаю, знаю я или нет.
Я составил о рыбах такой рассказ. Проверьте его, и если я не прав, исправьте его, пожалуйста, и напишите мне ответ. Ваш Незнайка.
СЛАЙД №3
«Рыбы живут везде, в воде и на земле.
В болоте тоже могут жить.
Любят кушать всё сладкое.
Рыбы бывают большие и маленькие.
Тело у них покрыто шерстью.
У мам-рыбок рождаются маленькие живые рыбки.
У рыбок есть ножки, они помогают двигаться».
-Ребята, вы согласны с таким рассказом? По-моему, Незнайка действительно ничего не знает о рыбах. Давайте по порядку вспомним, что мы знаем о рыбах, и напишем ответ.
Скажите, пожалуйста, где живут рыбы?
Правильно, только в воде, в различных водоёмах. Какие водоёмы вы знаете?
А как можно назвать рыб, обитающих в реке? Правильно, это речные рыбы.
СЛАЙД №4
Дети занимают места перед экраном.
Дети внимательно слушают запись, высказывают своё мнение.
Дети делятся своими знаниями.
Дети размышляют, предлагают разные варианты ответов.
А если рыбы живут в океане или море, как их можно назвать?
Да, это морские рыбы.
СЛАЙД №5
Правильно, молодцы! А где ещё можно увидеть рыб?
Да, конечно, в аквариуме.
Что такое аквариум? Для чего люди устанавливают их дома?
Как можно назвать всех рыбок, обитающих в аквариуме?
СЛАЙД №6
-Ребята, а чем питаются рыбы?
Да, они употребляют в пищу водные растения, маленьких водных ракообразных, червей, личинок насекомых, других маленьких рыбок. А чем мы кормим рыбок в аквариуме, чтобы они были здоровыми и активными?
Давайте сразу начнем писать Незнайке ответ. Возьмите лист, на нем есть таблица. Это и будет наше письмо с ответом. Итак, в первой графе мы нарисуем знак, обозначающий воду.
Как можно это изобразить? Да, вот так.
СЛАЙД №7 Дети рисуют по образцу воспитателя.
-Во второй графе мы обозначим, что едят рыбы. (По образцу)
-А сейчас давайте вспомним строение рыбы, какие части тела у нее есть.
Рассмотрим на примере рыбки красноперки.
СЛАЙД №8
Эта рыба речная или морская? Правильно, речная. Может быть, вы поняли, почему она так называется?
Да, у нее плавники окрашены в красный цвет.
- Давайте рассмотрим строение рыбы.
СЛАЙД №9
Рассматриваем изображение, называем части тела – туловище, голова, плавники, хвост, жабры.
- Ребята, отгадайте мою следующую загадку.
«У родителей и деток вся одежда из монеток»
СЛАЙД № 10
- Правильно, это чешуя, ей покрыто все тело рыбы. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. Я открою вам тайну – по колечкам, широким и узким, можно узнать её возраст, сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде.
СЛАЙД № 11
Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать!
Рыбка хвостиком махнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А сейчас я предлагаю поиграть. Если я назову рыбку, вы прыгаете, если назову птицу – машете руками.
(Называть по 5 названий рыб и птиц)
Дети имитируют движения.
- А я предлагаю продолжить письмо Незнайке.
СЛАЙД № 12
В третьей графе мы нарисуем знак, что тело у рыбы обтекаемое, немного похоже на овал. (рисуем по образцу).
В четвертой графе нарисуем знак, обозначающий, чем покрыто тело. В пятой и шестой графе мы нарисуем то, что помогает рыбе двигаться (хвост, плавники)
- Ребята, а как рыбы дышат? Ведь они не могут дышать, как мы с вами.
Правильно, рыбы дышат под водой. А какой орган им помогает?
СЛАЙД №13 Ответы детей.
Ответы детей.
- Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.
СЛАЙД № 14
- А мы пишем наше письмо.
В следующей графе №7 мы рисуем знак, обозначающий жабры.
Дети рисуют по образцу.
- Ребята, а как размножаются рыбы?
Почти все рыбы мечут икру.
СЛАЙД №15 Ответы детей.
- Затем из икринок появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Давайте зарисуем это в следующей графе (№8)
СЛАЙД №16
- Ребята, а рыбы умеют говорить или издавать какие-либо звуки?
Правильно, и мы рисуем следующий знак, (графа №9,обозначающий, что рыбы говорить не могут. Ответы детей.
- Ребята, Незнайка просит ему помочь отгадать загадки.
СЛАЙД № 17
Опасней всех в реке она,
Хитра, прожорлива, сильна! (щука)
СЛАЙД №18
От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины, серебрясь…
Подскажите, кто?. (карась)
СЛАЙД № 19
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)
- Ребята, а что мы знаем про сома, чем он отличается от других рыб?
Правильно, у него нет чешуи. Тело его покрыто толстой кожей.
СЛАЙД № 20
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл! (ёрш)
- Ребята, эти загадки о каких рыбах? Правильно, это речные рыбы.
- А как вы думаете, рыбы живут в болоте?
Конечно, нет, там вода очень грязная, рыбам невозможно ни дышать, ни плавать. Дети разгадывают загадки, рассматривают рыб на экране, делятся впечатлениями.
Дети рассуждают, дают ответы.
- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны рыбы?
СЛАЙД №21
Рыбы служат пищей для других рыб, птиц, животных и человека. Рыба – это очень ценный и полезный продукт питания, в ней много витаминов и минералов.
А что можно приготовить из рыбы?
Поэтому наши рыбные богатства нужно охранять. Дети делятся своими знаниями.
Дети размышляют, предлагают разные варианты ответов.
Посмотрите на эту картинку.
СЛАЙД № 22
Что вы можете сказать?
Правильно, здесь очень грязный берег. А кто разбросал мусор?
Конечно, люди.
Как можно назвать такой поступок?
(плохой, безответственный)
Как вы думаете, как чувствуют себя рыбы и другие морские обитатели в такой воде?
Даже если рыба выживет в такой воде, можно ли её употреблять в пищу?
Что могут сделать люди, чтобы вода во всех водоёмах была чистая?
(Не бросать мусор, очищать воду, которая после производства сливается в реки).
Давайте посмотрим и полюбуемся красотой и чистотой природы на этих картинках…
СЛАЙД № 23
-Ну вот, наше письмо Незнайке готово, и сегодня мы отправим его в Цветочный город.
СЛАЙД № 24
Как вы думаете, узнает ли Незнайка что-то новое о рыбах?
А сумеет ли он прочитать наше письмо?
А что нового узнали сегодня вы?
Что вам понравилось больше всего, о чем хочется рассказать дома своим мамам и папам?
А мне сегодня очень понравилось, как вы занимались, вы старались, были очень внимательны.