Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»

Наталья Яковлева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19»

Конспект

образовательной деятельности по

познавательному развитию

в старшей группе на тему :

Воспитатель Яковлева Наталья Германовна

Иваново, 2019

«Незнайка и удивительный мир рыб»

Яковлева Наталья Германовна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №19»

Цель НОД: уточнить и расширять знания детей о рыбах.

Задачи приоритетной образовательной области :

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Незнайка и удивительный мир рыб“» размещена в разделах

«Познавательное развитие» - уточнить и закрепить знания о рыбах, их видах по месту обитания (речные, морские, аквариумные); закреплять представление о строении рыб, внешнем виде, способе передвижения, дыхании. Закреплять понятие о различных видах водоемов. Воспитывать экологическую грамотность. Расширять знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать мышление, любознательность.

«Речевое развитие» - развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах; активизировать и обогащать словарь ребёнка, упражнять в образовании однокоренных прилагательных. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Ввести в активный словарь детей следующие слова : «водоём, плавники, мальки, чешуя, аквариум, жабры, сом, щука, карась, ёрш, икра»

«Социально-коммуникативное развитие» - дать представление о значении рыбных запасов для человека и животных на всей планете, воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле. Учить отгадывать загадки. Продолжать учить составлять мнемотаблицу, использовать приёмы мнемотехники для составления рассказа.

«Физическое развитие» - формировать потребность в двигательной активности через использование физкультминутки, развивать мелкую мускулатуру рук с помощью пальчиковой гимнастики.

Цель применения ИКТ:

Активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать мотивационную линию на протяжении всего занятия.

Используемая литература:

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №19»

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Москва, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Большая книга о животных. Москва, Белый Город, 2010.

Интернет-ресурсы:

https://books.google.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe

https://yandex.ru/search

https://www.youtube.com

Предварительная работа:

Чтение: Н. Носов «Карасик», русская народная сказка «По щучьему велению», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением разных видов рыб, просмотр видеороликов «Рыбки в аквариуме», «Красота подводного мира», «Уроки тетушки Совы», беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов, о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация к занятию, выполненная в программе, листы с незаполненной таблицей, цветные карандаши.

Конспект НОД

Деятельность педагога Деятельность детей

Вводная часть : мотивационно – подготовительный этап. (мин.)

Цель: стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности, мотивирование их на образовательную деятельность, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, активации внимания и речевой активности. Цель: переключение на образовательную деятельность, получение радостного, доброжелательного настроения, заинтересованности.

Ребята, хотите знать, о чем мы будем говорить, сегодня?

Отгадайте мои загадки!

СЛАЙД №2

1. Блещет спинкой чистой

В речке серебристой.

2. Живет под мостиком,

Виляет хвостиком.

Правильно, ответ на эти загадки один – это рыба.

Дети предлагают разные версии.

Дети разгадывают загадки.

- Ребята, посмотрите, нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, от кого оно.

Да это же Незнайка из Цветочного города прислал нам письмо!

Давайте прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие ребята из группы «Капельки»! я очень прошу вас мне помочь. Мы с нашим профессором Знайкой как-то пошли на рыбалку и Знайка сказал, что я ничего, совсем ничего не знаю о рыбах. А я не знаю, знаю я или нет.

Я составил о рыбах такой рассказ. Проверьте его, и если я не прав, исправьте его, пожалуйста, и напишите мне ответ. Ваш Незнайка.

СЛАЙД №3

«Рыбы живут везде, в воде и на земле.

В болоте тоже могут жить.

Любят кушать всё сладкое.

Рыбы бывают большие и маленькие.

Тело у них покрыто шерстью.

У мам-рыбок рождаются маленькие живые рыбки.

У рыбок есть ножки, они помогают двигаться».

-Ребята, вы согласны с таким рассказом? По-моему, Незнайка действительно ничего не знает о рыбах. Давайте по порядку вспомним, что мы знаем о рыбах, и напишем ответ.

Скажите, пожалуйста, где живут рыбы?

Правильно, только в воде, в различных водоёмах. Какие водоёмы вы знаете?

А как можно назвать рыб, обитающих в реке? Правильно, это речные рыбы.

СЛАЙД №4

Дети занимают места перед экраном.

Дети внимательно слушают запись, высказывают своё мнение.

Дети делятся своими знаниями.

Дети размышляют, предлагают разные варианты ответов.

А если рыбы живут в океане или море, как их можно назвать?

Да, это морские рыбы.

СЛАЙД №5

Правильно, молодцы! А где ещё можно увидеть рыб?

Да, конечно, в аквариуме.

Что такое аквариум? Для чего люди устанавливают их дома?

Как можно назвать всех рыбок, обитающих в аквариуме?

СЛАЙД №6

-Ребята, а чем питаются рыбы?

Да, они употребляют в пищу водные растения, маленьких водных ракообразных, червей, личинок насекомых, других маленьких рыбок. А чем мы кормим рыбок в аквариуме, чтобы они были здоровыми и активными?

Давайте сразу начнем писать Незнайке ответ. Возьмите лист, на нем есть таблица. Это и будет наше письмо с ответом. Итак, в первой графе мы нарисуем знак, обозначающий воду.

Как можно это изобразить? Да, вот так.

СЛАЙД №7 Дети рисуют по образцу воспитателя.

-Во второй графе мы обозначим, что едят рыбы. (По образцу)

-А сейчас давайте вспомним строение рыбы, какие части тела у нее есть.

Рассмотрим на примере рыбки красноперки.

СЛАЙД №8

Эта рыба речная или морская? Правильно, речная. Может быть, вы поняли, почему она так называется?

Да, у нее плавники окрашены в красный цвет.

- Давайте рассмотрим строение рыбы.

СЛАЙД №9

Рассматриваем изображение, называем части тела – туловище, голова, плавники, хвост, жабры.

- Ребята, отгадайте мою следующую загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток»

СЛАЙД № 10

- Правильно, это чешуя, ей покрыто все тело рыбы. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. Я открою вам тайну – по колечкам, широким и узким, можно узнать её возраст, сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде.

СЛАЙД № 11

Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать!

Рыбка хвостиком махнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком вильнула,

Рыбка быстро уплыла!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А сейчас я предлагаю поиграть. Если я назову рыбку, вы прыгаете, если назову птицу – машете руками.

(Называть по 5 названий рыб и птиц)

Дети имитируют движения.

- А я предлагаю продолжить письмо Незнайке.

СЛАЙД № 12

В третьей графе мы нарисуем знак, что тело у рыбы обтекаемое, немного похоже на овал. (рисуем по образцу).

В четвертой графе нарисуем знак, обозначающий, чем покрыто тело. В пятой и шестой графе мы нарисуем то, что помогает рыбе двигаться (хвост, плавники)

- Ребята, а как рыбы дышат? Ведь они не могут дышать, как мы с вами.

Правильно, рыбы дышат под водой. А какой орган им помогает?

СЛАЙД №13 Ответы детей.

Ответы детей.

- Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.

СЛАЙД № 14

- А мы пишем наше письмо.

В следующей графе №7 мы рисуем знак, обозначающий жабры.

Дети рисуют по образцу.

- Ребята, а как размножаются рыбы?

Почти все рыбы мечут икру.

СЛАЙД №15 Ответы детей.

- Затем из икринок появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Давайте зарисуем это в следующей графе (№8)

СЛАЙД №16

- Ребята, а рыбы умеют говорить или издавать какие-либо звуки?

Правильно, и мы рисуем следующий знак, (графа №9,обозначающий, что рыбы говорить не могут. Ответы детей.

- Ребята, Незнайка просит ему помочь отгадать загадки.

СЛАЙД № 17

Опасней всех в реке она,

Хитра, прожорлива, сильна! (щука)

СЛАЙД №18

От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины, серебрясь…

Подскажите, кто?. (карась)

СЛАЙД № 19

Он в самом омуте живёт,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (сом)

- Ребята, а что мы знаем про сома, чем он отличается от других рыб?

Правильно, у него нет чешуи. Тело его покрыто толстой кожей.

СЛАЙД № 20

Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл! (ёрш)

- Ребята, эти загадки о каких рыбах? Правильно, это речные рыбы.

- А как вы думаете, рыбы живут в болоте?

Конечно, нет, там вода очень грязная, рыбам невозможно ни дышать, ни плавать. Дети разгадывают загадки, рассматривают рыб на экране, делятся впечатлениями.

Дети рассуждают, дают ответы.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны рыбы?

СЛАЙД №21

Рыбы служат пищей для других рыб, птиц, животных и человека. Рыба – это очень ценный и полезный продукт питания, в ней много витаминов и минералов.

А что можно приготовить из рыбы?

Поэтому наши рыбные богатства нужно охранять. Дети делятся своими знаниями.

Дети размышляют, предлагают разные варианты ответов.

Посмотрите на эту картинку.

СЛАЙД № 22

Что вы можете сказать?

Правильно, здесь очень грязный берег. А кто разбросал мусор?

Конечно, люди.

Как можно назвать такой поступок?

(плохой, безответственный)

Как вы думаете, как чувствуют себя рыбы и другие морские обитатели в такой воде?

Даже если рыба выживет в такой воде, можно ли её употреблять в пищу?

Что могут сделать люди, чтобы вода во всех водоёмах была чистая?

(Не бросать мусор, очищать воду, которая после производства сливается в реки).

Давайте посмотрим и полюбуемся красотой и чистотой природы на этих картинках…

СЛАЙД № 23

-Ну вот, наше письмо Незнайке готово, и сегодня мы отправим его в Цветочный город.

СЛАЙД № 24

Как вы думаете, узнает ли Незнайка что-то новое о рыбах?

А сумеет ли он прочитать наше письмо?

А что нового узнали сегодня вы?

Что вам понравилось больше всего, о чем хочется рассказать дома своим мамам и папам?

А мне сегодня очень понравилось, как вы занимались, вы старались, были очень внимательны.

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Программное содержание - Дать первоначальное.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Маша варежку надела» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Незнайка в гостях у ребят» Цель: Научить составлять рассказы цепной структуры, формировать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление; развивать мелкую.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Этот удивительный мир животных. Путешествие в зоопарк» Цель - продолжать учить детей отгадывать разные виды загадок. Задачи: -расширять представление о правилах поведения в общественных местах;.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Конспект регламентировано образовательной деятельности по познавательному развитию «Найди пару» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 21:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Яковлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД