ирина савцова
Нетрадиционные техники рисования в работе с воспитанниками второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционных техник рисования воспитанникам второй младшей группы»
Способность и стремление к творчеству — одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста ребёнка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Увлечённый своей работой воспитатель детского сада предлагает ребятам не только обычное рисование кистью, предусмотренное программой, но и знакомит их с различными нетрадиционными способами изображения. Какие из них будут актуальны во второй младшей группе?
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в работе с воспитанниками второй младшей группы» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Что даёт использование нетрадиционных техник рисования воспитанникам второй младшей группы
Способность и стремление к творчеству — одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста ребёнка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Увлечённый своей работой воспитатель детского сада предлагает ребятам не только обычное рисование кистью, предусмотренное программой, но и знакомит их с различными нетрадиционными способами изображения. Какие из них будут актуальны во второй младшей группе?
Занятий, разработанные традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:
1. Большинство данных техник предполагают свободу творчества. Малыш не ограничивается рамками, в результате не боится совершить ошибку (например, если отпечаток ладошки, пальчика, картофелина и прочего размазался, в этом нет ничего страшного — изображение просто дополняется до желаемого образа деталями). Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста.
2. Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях.
3. Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.
4. Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти.
5. На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.
6. Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.
Рисование ватными палочками (метод тычка)
Во второй младшей группе педагог предлагает ребятам несложные нетрадиционные техники, не требующие особой усидчивости и точной координации движений. Например, это рисование ватными палочками. Это очень простой метод: кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь, а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.
Кропотливое монотонное занятие завораживает ребёнка, действует на него успокаивающе, что важно для гиперактивных малышей.
Подходящая тематика занятий:
1. Заполнение силуэта, обозначенного воспитателем на бумаге (яблоко, рыбка, бабочка, мишка, котёнок и пр.).
2. Украшение различных бумажных форм: ложки, варежки, ёлочки, салфетки и пр.
3. Дополнение дерева или просто веточки листочками, ягодками (рябина, мимоза и пр., педагог при этом заранее рисует на основе ветку или ствол дерева.
4. Рисование снега или дождя.
В принципе, рисование ватными палочками можно адаптировать почти под любую тему в младшей группе.
Рисование пальчиками
При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге. Конечно же, маленькие дети приходят от этого восторг.
Лучше всего использовать гуашь или специальные пальчиковые краски. Последние абсолютно безопасны для ребёнка и легко смываются.
Для рисования пальчиками можно приобрести специальны краски
Данная техника предполагает два основных приёма. Это образование точечного следа на бумаге (пятна божьей коровки или шляпки мухомора) и проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).
Что касается тематики занятий, то педагог может использовать те же темы, что и при рисовании ватными палочками. Только след от пальчика будет крупнее, чем от ватной палочки, поэтому можно предложить ещё такую тему, как «Бусы для куклы».
Я, например, работая с детьми младшей группы, предлагала малышам коллективную композицию «Кусты клюквы в зимнем лесу». На листе ватмана я изобразила деревья и кусты в снежных сугробах. Основа была расположена на мольберте, и ребята по очереди подходили к ней и рисовали пальчиками ягодки на кустиках.
Пальчиковая живопись предполагает интенсивную стимуляцию нервных окончаний на пальцах. Это особенно актуально для малышей, которые плохо разговаривают.
Рисование пальчиком очень полезно для развития мелкой моторики
Рисование ладошками
Одна из любимых детьми техник — рисование ладошками. Это очень просто и весело: в блюдце с краской (разбавленная гуашь или опять-таки пальчиковые краски) опускается внутренняя поверхность ладони (как вариант на ладонь можно нанести краску кисточкой). Затем ребёнок оставляет отпечаток на листе бумаги.
Ребёнок погружает ладонь в краску или наносит её кистью
Таким необычным способом хорошо изображать определённые объекты, что и определяет тематику занятий:
1. «Цветы».
2. «Солнышко».
3. Дерево».
4. «Рыбка»
5. «Дракон» (или «Динозавр»).
6. «Петушок».
7. «Осьминожка».
Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, чтобы получился завершённый образ (например, это глазик у рыбки, стебель или горшочек у цветка).
Дорисовав детали у отпечатка, можно получать самые разные образы, например, снегиря
С помощью таких элементов, кстати, можно получать самые неожиданные образы, например, Деда Мороза. Главное здесь — фантазия воспитателя. Кроме того, нужно давать детям возможность проявить своё воображение — дополнить образ по своему желанию.
Отпечаток ладошки нужно всего лишь дополнить красной шапочкой и дорисовать глазки, нос и рот
Ладошковая живопись благотворно влияет на детскую психику, очень хорошо успокаивает и раскрепощает ребёнка, поэтому незаменима в период адаптации к детскому саду.
1. Педагог предлагает ребёнку лист бумаги светло-зелёного цвета (можно затонировать). Первоначальный этап — рисование дорожки, по которой будет шагать петушок.
По дорожке будет шагать петушок
2. Затем дошкольник опускает ладошку в жёлтую краску и оставляет отпечаток над дорожкой. При этом большой палец нужно отставить в сторону (голова петушка, а остальные пусть смотрят вверх (крылышки).
Педагог напоминает, что большой палец нужно отставить в сторону
3. Образ дополняется основными деталями — гребешком, и бородкой. Сделать это помогает педагог, некоторые же ребята в состоянии справиться и сами (реализуется индивидуальный подход).
Нарисовать гребешок, бородку и пр. помогает воспитатель, некотоыре же дети могут сделать это и самостоятельно
4. Для большей конкретизации образа можно использовать ещё один цвет, украсив хвост и крылья. Рядом же можно нарисовать цыплёнка с помощью двух отпечатков большого пальчика (опять-таки в рамках индивидуального подхода — для детей, которые быстро и качественно справились с основным заданием).
Хвост и крылья петушка украшены синим цветом, рядом изображён цыплёнок
Рисование мыльными пузырями
Рисовать картины можно и мыльными пузырями. Для этого понадобятся следующие материалы:
• шампунь либо пенящееся жидкое мыло;
• гуашь или пищевой красители;
• вода;
• трубочки для коктейля;
• ложки;
• основа — листы картона.
Ход работы будет такой:
1. Воспитатель разбавляет моющее средство водой в соотношении приблизительно 1:5, затем нужно разделить его по ёмкостям и в каждую добавить свою краску.
2. Ребёнок помещает трубочку в стаканчик и дует в неё — на поверхности ёмкости появляется цветная пена.
Нужно дуть в трубочку, чтобы в стакане появилась цветная пена
3. Пену следует взять с помощью трубочки и перенести на бумагу. Как вариант можно воспользоваться ложкой или приложить основу к стакану, чтобы остался отпечаток. Из такой цветной пены получаются очень нежные картины в пастельных тонах. Это может быть просто фантазийная композиция из пятен или же определённый образ, дополненный недостающими деталями.
Можно создать фантазийную картину из цветных пятен или же воплотить определённый образ, дополнив его деталями
Печатание
Суть метода печатания очень проста — краска наносится на поверхность какого-либо предмета, а затем он прикладывается к основе, оставляя оттиск. Для этой цели можно использовать готовые пластмассовые печатки, которые продаются в магазинах канцтоваров: на них изображаются животные, мультяшные персонажи, фрукты, овощи, геометрические фигуры, буквенно-цифровые символы и пр.
На штампике может быть изображена, например, мультяшная зверюшка
Также воспитатель может самостоятельно изготовить такие штампы из овощей (самый популярный вариант — картофель, пенопласта, пробок от пластиковых бутылок (на них наклеивается простой поролоновый силуэт). Можно использовать листья деревьев, рельефные салфетки с узорами, перья птиц. Идей здесь масса, главное — проявить фантазию.
Педагог легко может изготовоить штампы для печатания своими руками
Краска (гуашь или акварель) наливается в блюдце или небольшой поддон. Дошкольник опускает туда печатку и наносит оттиск на бумагу.
Такой метод позволяет составлять красивые орнаменты, выстраивая изображение из множества одинаковых элементов (бусы, гусеница, сюжетные картины (например, рыбки в аквариуме, заполнять готовые силуэты (пятна на шкуре леопарда, плоды на яблоне или груше, разноцветные осенние листья на кроне дерева и пр.).
Детям очень нравится сам процесс творчества, они получают от него неподдельное удовольствие.
Сам процесс печатания приводит малышей в восторг
Оттиск поролоном
Ещё один простой материал для нетрадиционного рисования — поролон. Им можно не только тонировать листы бумаги, но и создавать различные образы.
Суть метода в том, что губка окунается в акварель, немного разбавленную водой, и прикладывается к основе. Таким способом получается расплывчатое изображение, с разводами и штрихами. Оно идеально подходит для создания определённых образов, например, животных с их мохнатой шкуркой. Для этого педагог предлагает малышам готовые силуэты, которые нужно раскрасить поролоном.
Поролоном хорошо изображать мохнатую шкуру животных
Кроме того, данным способом можно создать красивый образ заснеженных деревьев: воспитатель обозначает ствол, а дети дополняют его кроной.
Поролоном делаются белые оттиски на тёмной основе
Также можно (наподобие штампиков) обозначить окошки у домика: внимание здесь акцентируется на их ровное расположение — примерно на одной линии и друг под другом.
Задача дошкольника — красиво расположить окошки по высоте и ширине
Рисование свечой
Загадочный метод рисования — это изображение свечой. Воспитатель заранее рисует на бумаге какие-то образы или узоры, а затем предлагает дошкольников закрасить основу акварелью. В результате на листе проступает рисунок, что вызывает у малышей удивление.
Кораблик, волны, солнце и облака нарисованы свечой, бумага покрыта акварелью разных цветов
Этот эффект усилит правильная мотивация со стороны педагога: он может заверить детей, что они превратились в настоящих волшебников, фокусников.
Для такого занятия подойдёт любая тема, например, солнышко, цветы, животные, морозные узоры на окне, снежинка, подводный мир и пр.
Ближе к концу года во второй младшей группе задание можно усложнить: вначале дети сами рисуют свечой какой-то простейший предмет или объект, а затем покрывают лист краской.
Фрагменты конспекта занятия по нетрадиционному рисованию в младшей группе воспитателя Савцовой И. В. «Зимнее чудо — снежинка»
Этап занятия Содержание
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, слышите, к нам в гости что-то летит, спускается с неба, словно танцует. Попробуйте, ребята, отгадать:
С неба опускаются
Белые красавицы,
Кружатся, летают,
А в руке растают.
Основная часть Как вы думаете, что это? А почему вы так думаете? (Ответы детей) Ребята, скажите, какая снежинка? (Ответы детей: белая, пушистая, лёгкая, блестящая, узорная, искристая, кристальная, красивая, холодная и т. д.)
Воспитатель: Правильно, это снежинки. Смотрите, как их много. Давайте мы их соберём. (Число снежинок равно числу детей). Как вы думаете, откуда они к нам прилетели? (Ответы детей: с неба.) Какие красивые наши гостьи. И все разные, не похожие одна на другую.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как кружатся снежинки? Покажите-ка. (Дети изображают снежинок. Затем воспитатель проводит физкультминутку.)
Физкультминутка «Снежинки»
На поляну, на лужок, тихо падает снежок,
Кружатся снежинки, лёгкие пушинки.
Полетели, понеслись и под ёлкой улеглись,
Тихо спят снежинки, белые пушинки.
Но подул тут ветерок, закружился наш снежок,
Кружатся снежинки, белые пушинки.
Ребята, скажите, а кто-нибудь ловил снежинку себе на ладошку? Что с ней происходит? (Ответы детей: она тает.) А кто может сказать, почему она тает? (Ответы детей: ладошка тёплая, а снежинка холодная.) Ребята, а во что превращается снежинка, когда она растает? (Ответы детей: в капельки воды.) Ребята, чтобы рассмотреть снежинки внимательно, нужно поймать их на пальто или варежку. Ребята, давайте мы сейчас с вами поиграем немножко с нашими гостьями. (Воспитатель проводит дыхательную гимнастику «Снежинка».)
Дыхательное упражнение «Снежинка» (О. Арсеневская)
Большая снежинка лежит на ладошке. Держат снежинку на ладошке.
На эту снежинку подуем немножко.
Подули тихонько снежинка лежит, Дуют потихоньку.
Подули сильнее — снежинка летит. Дуют сильно.
Воспитатель: Ребята, а что произошло с нашими снежинками, когда мы на них подули? (Ответы детей: они полетели.) А почему они полетели? (Ответы детей: они лёгкие и воздушные.) Ребята, какой красивый снегопад у нас получился.
Воспитатель: Наши гостьи снежинки-волшебные. А как вы думаете, почему они волшебные? (Ответы детей. Воспитатель подводит детей к выводу, что волшебство этих снежинок заключается в том, что они не растают.)
Воспитатель: А сейчас, дети, мы с вами будем рисовать снежинки. (Воспитатель сажает детей за столы, на которых лежат картонные листы синего цвета, на которых схематично изображены снежинки; гуашь белого цвета и ватные палочки) Какую краску мы с вами будем использовать? (Ответы детей: белую.) А как вы думаете, почему для рисования наших снежинок мы будем использовать бумагу синего цвета? (Ответы детей: снежинки живут на небе, а небо синего цвета) Рисовать мы с вами будем волшебные снежинки, чтобы они у нас не растаяли и радовали нас своей красотой. А ещё, мы будем использовать необычные кисточки ватные палочки. Ребята, смотрите, на ваших листочках уже нарисованы снежинки, но они очень бледные и не очень похожи на снежинки. Как вы думаете, что не так в этих снежинках? (Ответы детей: они не белые и не пушистые.) А сейчас мы превратим их с вашей помощью в белые, красивые и пушистые снежинки. (Воспитатель показывает сначала сухой палочкой, а затем учит, как макать палочку в гуашь и методом «тычка» разукрасить снежинку.) Ребята, палочку мочить сильно не нужно, намочили один раз и окунули в гуашь. Смотрите, один раз вы сделали «тычок», руку поднимаем, рядом делаем ещё один шажочек, рядом ещё один, таким образом, чтоб не осталось пустых мест, все «тычки» делаем рядышком друг с другом, чтоб не оставалось пустых мест. Получаются такие маленькие бусинки. И так разукрашиваем всю снежинку по контуру. (Все дети разукрашивают снежинки.)
Заключительная часть :Ребята, смотрите, какие красивые снежинки у нас получились. (Дети вместе с воспитателем рассматривают готовые работы.)
Нетрадиционные техники превращают занятие рисованием в увлекательную игру. Это очень важно для воспитанников младшей группы, многие из которых ещё находятся в процессе адаптации к детскому саду. В такой деятельности важным является сам процесс творчества: ребёнок искренне удивляется, получает удовольствие от своей работы, начинает верить в свои силы.