шакирова наталья сергеевна
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики у детей с ОВЗ с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики у детей с ОВЗ с использованием ИКТ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 15 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Мастер-класс
(для родителей)
«Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики у детей с ОВЗ с использованием ИКТ».
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
( в рамках заседания базовой площадки по инклюзивному образованию по теме: «Инклюзивное образование: Современный формат взаимодействия родителей, воспитателей и специалистов сопровождения»)
Подготовила: учитель-логопед
Н. С. Шакирова
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Слайд 3.
Практика работы ДОУ свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные ИКТ являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми с ОВЗ. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование ИКТ в системе образования. Современное общество активно создает новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети, и учителя-логопеды не должны оставаться в стороне. Детям интересно все, что связано с компьютером. Т. о. повышается учебная мотивация, повышается речевая и познавательная активность ребенка на логопедических занятиях.
Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности».
Слайд 4.
Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Применять ИКТ в работе учителя-логопеда можно при диагностике, на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, в работе с родителями, а также при проведении дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик.
Компьютер в полной мере может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду при коррекции звукопроизношения. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Использование ИКТ на логопедических занятиях повышает качество работы учителя-логопеда. Если материал представлен ярко, с опорой на разные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у детей затруднений. У ребенка повышается самооценка.
Слайд 5.
Занятия с использованием компьютера проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. с соблюдением СанПиНа: «Использование новых моделей компьютеров».
Занятия с использованием компьютеров для детей 5– 7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 минут.
Слайд 6.
На занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели и роста ребенка, достаточный уровень освещенности, экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух и более детей. Следовательно, использование компьютера на подгрупповых и фронтальных занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийной установки или большого телевизора.
Слайд 7.
В своей работе я широко использую компьютерные технологии при диагностике, на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, в работе с родителями, а также при проведении дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения с использованием ИКТ, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции.
Слайд 8.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ усиливают воздействие на мышцы языка. Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 50 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел
1. Ловить шарик губами, с силой выталкивать «выплевывать» его.
2. Поймать шарик губами. Сомкнуть губы насколько это возможно. Покатать шарик от щеки к щеке.
Слайд 9.
3. Двигать шарик по горизонтально-натянутой на пальцах обеих рук верёвочке языком вправо-влево.
4. Двигать шарик по вертикально-натянутой верёвочке вверх. (вниз шарик падает произвольно).
5. Язык «Чашечка». Поймать шарик в «Чашечку».
Слайд 10.
УПРАЖНЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМ ШПАТЕЛЕМ.
(можно использовать палочку от мороженого).
1. «Собачка держит косточку в зубах» (удерживаем шпатель в зубах упр. «Лягушка» 10 сек., 3-5 раз).
2.«Поцелую маму» (удерживаем шпатель губами упр. «Слоник» 10 сек., 3-5 раз).
3. «Лопаточка» (язык в положении упр. «Лопаточка», удержать шпатель в течение 10 сек., 3-5 раз).
Слайд 11.
4. «Верхняя планка» (удерживать шпатель языком на верхней губе 10 сек., 3-5 раз).
5. «Нижняя планка» (удерживать шпатель языком на нижней губе 10 сек., 3-5 раз).
6. «Самолёт» (упр. «Часики» со шпателем на языке 10 раз, 3-4 подхода).
Слайд 12.
ЛОГПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ СО СЛАДОСТЯМИ.
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
Слайд 13.
1. Берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений “часики”, “качели”, “колесо”.
Слайд 14.
2. После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:
1. Кладем на середину языка и делаем трубочку языком дуем в трубочку на ватку.
3. Ставим палочку в стакан с водой и булькаем. То же самое можно проделать с коктейльной палочкой!
Слайд 15.
СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ.
Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений :
1.“трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края;
2.“трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок;
3.“чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление;
4.“грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки;
5. делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
6.“ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем.
Слайд 16.
ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИКИ.
1. Крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”.
2. Покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая положить крошку на кончик языка и удерживать 5-10 сек.
При проведении традиционных артикуляционных упражнений, так же использую компьютерные презентации.