Елена Майорова
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
«Тот, кто рисует, получают в течении одного
часа больше, чем тот кто девять
часов только смотрит»
И. Дистервег.
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструмент души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувства восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование для детей - радостный, вдохновенный труд к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, дают положительные эмоции.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью. Рисовать можно как угодно - это и кляксография, монотипия, рисование ладошками, пальчиками раздуванием из трубочки, оттиски пенопласта, поролона и др.
Данные способы рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможности использования хорошо знакомых им материалов, удивляющих своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования удивляют детей, пробуждают их творчество, раскрепощают, играют важную роль в общем психологическом развитии.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В начале года дети не были знакомы с нетрадиционной техникой рисования. Поэтому, выбрав тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»,я составила перспективный план работы. Познакомившись с методической литературой различных авторов, нашла много интересных идей и поставила перед собой практические и воспитательно – образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка : формировать уверенность в себе, своих способностях.
• Сформировать у детей технические навыки рисования.
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Вначале я использовала в своей работе с детьми технику «Монотипия» Дети брали лист бумаги складывали лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисовали половину изображаемого предмета. Затем снова складывали лист пополам и получился отпечаток. В этой технике в основном рисовали симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет», «Букет для снегурочки» «Осенний парк», «У озера».
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Брали с детьми листья покрывали их краской, затем окрашенной стороной клали на лист бумаги, прижимали и снимали, получался аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным
Интересная техника «Оттиск поролоном» - ребята учились прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. В детских работах («Одуванчики», «Осенние деревья», «Юбилейный пирог», «Зимний лес»); создавался эффект лёгкости, воздушности, прозрачности
Очень удивила детей техника «Фотокопия» — рисование свечой и восковыми мелками. Дети чувствовали себя настоящими волшебниками, когда проявлялся их рисунок свечей или краска скатывалась с восковых мелков. «Зимняя береза», «Космос», «Зимние узоры» и другие Также использовала в работе с детьми технику «Кляксография с трубочкой». Дети на лист бумаги наносили несколько капель жидкой краски, брали трубочку (для коктейля, её нижний конец направляли в центр кляксы, затем с усилием дули в трубочку и раздували краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегались в разные стороны «ножки». Пятно дорисовывали, преобразуя в какой-либо задуманный объект «Цветущий луг», «Осенние мотивы», «Дождь» и другие.
Интерес детей вызвала техника рисования пенопластом «Домик в деревне»,
Рисование солью вызвало большой восторг от получаемого результата «Снежинки», «Зимине деревья», «Избушка зимы».
Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия с использованием техники рисования ладошкой у детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги и дорисовывает недостающие детали. Так появляются деревья, птицы, цветы и солнце, кусты, и т. д.
Я отметила, как радуются дети при создании композиции. Особое удовлетворение доставляет детям результат, который, в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем обычная работа.
Все использованные способы нетрадиционной техники рисования пришлись по душе мне и детям.
Первые успехи в работе у детей вызвали желание создавать свои картины. Интересно и таинственно выглядят готовые детские работы.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, удивление. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. И чем лучше получается, тем с большим удовольствием они это повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание к своим достижениям. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованние, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из техник - это маленькая игра. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Чтобы заинтересовать родителей разместила информацию для родителей на сайте детского сада, в старших группах показали занятия на родительских собраниях. С воспитателями был про проведен мастер-класс где знакомились с разными техниками рисования.
Из проделанной работы я сделала для себя выводы;
1. Продолжать вести с детьми работу по использованию разных техник рисования.
2. Освоить с детьми технику рисования «Гратаж»