Ольга Бровкина
Проект «Нетрадиционные техники рисования для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта «Нетрадиционные способы рисования для малышей»
Составитель проекта : Воспитатель Бровкина О. Н.
Вид проекта : творческий
Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Публикация «Проект „Нетрадиционные техники рисования для малышей“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Задачи проекта :
• Продолжать знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (печатание листьями, рисование пальчиками, ладошкой и ватной палочкой, тычкование)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Срок и этапы реализации проекта : Сентябрь 2019 – май 2020 года
I этап – подготовительный: сентябрь 2019.
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта :
«Нетрадиционные способы рисования для малышей»
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Социологический опрос родителей.
II этап – основной: октябрь 2019 – апрель 2020г.
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий: май 2020г.
Диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.
Исполнители проекта и основных мероприятий: Воспитатель Бровкина О. Н., дети младшей группы «Радуга» МАДОУ «Детский сад «Березка»п. Горноправдинск», родители
Ожидаемые результаты реализации проекта :
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Критерии оценки результативности проекта : Критерии сформированности умений:
• Передача формы
• Строение предмета
• Композиция
• Цвет
Критерии творческого развития:
• Разработанность образа
• Оригинальность
• Качество
Актуальность проекта :
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцов, Т. В. Смагина (2004); К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаем акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта : развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (печатание листьями, рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, способом примакивания)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Срок реализации проекта : Сентябрь 2019 – Май 2020.
Проект : долгосрочный.
Вид проекта : творческий.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие"
Предполагаемые результаты:
• Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы реализации проекта :
Период, мероприятия, задачи:
Подготовительный этап:
Сентябрь. 1неделя. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет- ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Повысить компетентность педагогов.
2 неделя. Разработка содержания проекта : «Нетрадиционные способы рисования для малышей»
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты.
3 неделя. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Определить объем и содержание работы по проекту.
4 неделя. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
Основной этап:
октябрь. 1 неделя. НОД «Дождик, дождик, кап-кап-кап». Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Осеннее дерево». Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (рисуем ладошкой,закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя. Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности.
4 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Дидактическая игра «Дорисуй предмет». Развивать творческое воображение;
память; мелкую моторику пальцев рук.
Ноябрь. 1 неделя. НОД «Ёжик». Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем ладошкой и пальчиком); активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
2 неделя. Консультация для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования». Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами.
3 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Цветы для мамочки». Рисование ладошкой. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя. Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования.
Декабрь. 1 неделя. НОД «Падает пушистый снег». Знакомить с техникой рисования ватной палочкой; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 недел. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Рябинка». Закреплять технику нетрадиционного рисования; активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
3 неделя. Оформление художественной выставки «Зимушка зима» Познакомить детей с понятием «выставка»; её назначение;побуждать детей принимать активное участие; привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
4 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Как красива наша ёлка». Закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме; развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Январь
2 неделя. НОД «Петушок». Закрепляем технику нетрадиционного рисования (пальчиком и ладошкой). Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
4 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимние напевы». Развивать творческое воображение; память; мелкую моторику пальцев рук.
Февраль. 1 неделя. НОД «Галстук для папы» (Вариант для подарка папе к 23 февраля) Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
2 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Признание в любви». Развивать творческое воображение; память; мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя. Беседы с родителями. Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования.
4 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес». Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
Март. 1 неделя. Открытка для мамы «Мимозы в вазах». Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками; украшая цветами открытку для мамы.
Развиваем мелкую моторику рук.
2 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Курочка». Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Составь узор». Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Рыбка». Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой и ладошкой; развивать изобразительные навыки и умения.
Апрель. 1 неделя. НОД «Цветы». Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
2 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Любимое животное». Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования
(тычок жёсткой полусухой кистью или ватной палочкой, развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя. Оформление художественной выставки «Весна». Побуждать детей принимать активное участие; привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
Заключительный этап:
Май. 3 неделя. Развлечение «В гостях у солнышка». Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
4 неделя. Оформление художественной выставки «Чудесные краски». Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»; её назначение;
побуждать детей принимать активное участие; привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах
Список литературы:
1. Г. Н. Давыдов «Нетрадиционные техники рисования»
2. 2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010
3. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» .-М. Мозаика-Синтез, 2008
4. О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», АЙРИС-пресс,2006
5. О. Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста», разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014