Анна Бородкина
Нетрадиционные приемы творческого рассказывания с использованием ТРИЗ-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л. С. Выготского их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Публикация «Нетрадиционные приемы творческого рассказывания с использованием ТРИЗ-технологий» размещена в разделах
Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ
Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, помогает детям и воспитателям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научиться их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Из практики мы знаем, что речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:
- У детей небольшой опыт монологической речи.
- Бедный активный словарь.
- Дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
С чего начать? С самых простых игр: «На что это похоже?», «Дорисуй». Данные игры можно использовать с детьми, начиная с 3-х лет.
-Дети, эти листы не простые, а волшебные. Посмотрите на них – они почти чистые, а мне по секрету сказали, что на них что-то нарисовано, но никто не видит. Давайте мы дорисуем их так, чтобы все увидели, что прячет в себе листочек.
Необходимо дать детям время, чтобы они походили вокруг листочков и спокойно выбрали понравившийся. Когда дети сели рисовать, можно подойти к каждому и шепотом спросить, что он будет рисовать и почему.
С детьми, которые затрудняются, рисовать в «две руки», чтобы исчезла боязнь начинания. А потом составлять рассказ по своим рисункам. Дети превращают сначала одну, а потом две фигуры в изображение и рассказывают о них.
Например: У Данила на листе были и
Он нарисовал зайчика и стол, сочинил такой рассказ : «Зайчик купил себе стол и думает, сейчас поставлю чай, испеку пирог и приглашу своих друзей пить чай».