АНТОНИНА АКПЕРОВА
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей»
Актуальность: низкая мотивационная готовность к обучению - одна из актуальных проблем в работе с детьми с ОВЗ. Готовность к взаимодействию многокомпонентное понятие, которое является базой формирования познавательной деятельности у детей с трудностями в развитии.
Важная составляющая готовности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками – мотивационная готовность, входящая в психологическую.
Мотивационная готовность складывается из желания принимать участие в совместной деятельности.
Практика показывает, что нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ – являются эффективным средством повышения мотивации к их обучению и социализации
Цель мастер-класса: диссеминация опыта применения нетрадиционные форм и методов работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Задачи мастер-класса:
-демонстрация использования нетрадиционных техник в процессе образовательной деятельности;
-развитие социально - коммуникативных компетенций воспитанников с ОВЗ.
Оборудование/ материал: боксерские перчатки, тканевые очки, наушники, пластилин, счетные палочки, коробка с песком, магнитный конструктор, бумага и ножницы, проволока, цветные карандаши, корзиночка с горохом, разноцветные стикеры, трафаретные изображения взрослого и ребенка, колокольчик, краски, кисточки, емкости для воды, альбомные листы, одноразовая вилка, мыльные пузыри.
Ход проведения мастер-класса
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам провести практическое занятие в форме мастер-класса.
Детский сад – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. На столе вы видите шаблоны мальчиков и девочек. Я прошу участников в творческих группах выбрать бумажную куклу в соответствии с полом обучаемого ребенка, дорисовать лицо и написать имя своего воспитанника. Подберите одно прилагательное, которое точно охарактеризует вашего ученика. Когда работа будет окончена, разместите своих воспитанников рядом с моим «непредсказуемым» Димой на этом рисунке (на доске вывешен плакат с изображением детского сада.)
Итак, в нашей многодетной семье на данный момент обучается 346 детей, 73 из них – это дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальным маршрутам. Среди них есть дети с интеллектуальными нарушениями, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития речи.
Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно. Я предлагаю сегодня обсудить основные проблемы, возникающие при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ и попытаться найти пути их решения.
Посовещайтесь в своих творческих группах и напишите на цветных стикерах все трудности, с которыми вы столкнулись при работе со своими воспитанниками. Отвечать можно по принципу «поп-корна», кто первым готов, тому и слово (стикеры зачитывают и приклеивают на контурную фигуру воспитателя на доске).
Посмотрите, сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых, полноценных людей, наделенных многолетним педагогическим опытом!
Как вы думаете, кому в тандеме «педагог-ребёнок» легче? (выслушиваем несколько мнений.) Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети.
Мне нужны 4 участника. Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию. Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой. Третий участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами. Четвертому участнику даем наушники, надев которые, он должен выполнить мою просьбу.
(далее идут рефлексивные вопросы к участникам)
• Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
• Что было самым трудным при выполнении упражнения?
• Что помогало выполнять данное упражнение?
• Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
Давайте обозначим детские проблемы, повторив работу со стикерами. Закрепите стикеры на фигурке ребёнка.
Итак, вы убедились, что у детей проблем не меньше.
Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Есть одно мудрое высказывание: «Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных? Над проблемой развития мотивационной сферы школьников трудились многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Актуальна эта тема и в наше время. Учиться, должно быть всегда интересно! Только тогда учение принесет пользу.
Я приглашаю вас принять участие в двух фрагментах организованной образовательной деятельности.
Для плодотворной работы нам понадобится 2 творческие группы педагогов. За первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия начинаются с гласного звука. За вторым столом разместятся те участники, у которых имя или фамилия начинаются на звук «с».
Первый – обучение грамоте и письму (звенит колокольчик).
Мы будем знакомиться с буквой П и звуком «п». (на доску вывешиваются буквы). На какой предмет она похожа? Назовите предметы, которые начинаются со звука «п». А какой предмет лишний и почему?
Участник
№1 берет пластилин,
№2 - счетные палочки,
№3 – коробку с песком,
№4 – магнитный конструктор,
№5 – бумагу и ножницы,
№6 – проволоку
№7 – цветные карандаши
№8 – корзиночку с горохом
Немного пофантазируем и изобразим букву «П». Кто хочет, поделиться ощущениями? С какой буквой мы сегодня знакомились? Спасибо, всем за участие.
А теперь, я приглашаю вас в творческую мастерскую. Ответьте мне на вопрос: «Вы рисовать умеете?».
Ошибаетесь, рисовать могут все! Надо только подобрать для себя подходящие средства и технику. А их сейчас, поверьте, великое множество. Попробуем нарисовать ежа. Расскажите, каким вы его себе представляете. На какую геометрическую фигуру похоже туловище ежа? Нарисуйте овал размером с вашу ладонь, легко нажимая на карандаш. На какую геометрическую фигуру похожа мордочка? Дорисуйте к овалу треугольник слева, приподнимите кверху носик и нарисуйте сверху небольшую капельку. Сколько лапок у ежа? А сколько мы увидим на рисунке? Дорисуйте две короткие лапки. Возьмите краски и раскрасьте мордочку и лапки. Пока краска будет сохнуть, займемся колючим туловищем. Есть два способа. Выбирайте любой. Можно прикладывать окрашенные комочки бумаги, оставляя отпечаток. А можно опускать в краску одноразовую вилку и прикладывать к бумаге ее зубцы, тоже получится красиво. Начинаем творить. Можно работать в паре, так быстрее и веселее. Теперь дорисуйте глаз и ротик. Ну и кто тут у нас не умел рисовать!
Следующие задания выполняет каждая группа. Для этого назначьте «главного художника». Главные художники выбирают технику из трех предложенных. Я показываю способ работы и вы всей группой начинаете творить. Техники: пескография, оттиск ладони, мыльные пузыри.
(работа в группах на тему «На дне морском»)
Рисование – занятие увлекательное, но нам пора заканчивать. Спасибо всем за участие.
Кто хотел бы поделиться ощущениями? Какая из предложенных техник вызвала наибольший интерес?
Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету посредством применения нетрадиционных формы и методов работы обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе педагога.