Диляра Кичаева
Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
«Неизведанное рядом»
(ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование)
Подготовила:
Кичаева Д. М.
воспитатель 1 квалиф. категории
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Публикация «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование» размещена в разделах
Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так : «Отойди немедленно от лужи, ты уже весь испачкался! Не трогай песок руками, он грязный! Брось камень, зачем он тебе нужен!»
Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья.
Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.
Поэтому мы ведем целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование».
Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития.
Наши задачи - в рамках ФГОС, на отдельных темах, наблюдениях, экспериментах и опытах сформировать у детей знания об окружающем мире, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Для решения поставленных задач мы продумали содержание ПРС. В нашей группе оборудована лаборатория «Хочу все знать», материалы распределены по направлениям «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Подобрали практический материал для работы с детьми; составили перспективный план по проведению опытов и экспериментов; конспекты НОД с элементами экспериментирования; картотека опытов и экспериментов.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Например, на прогулке юные исследователи решают важные проблемы: «Как появляются солнечные зайчики?», «Как появляется тень?», «Солнце высушивает предметы и песок», «Тонет - не тонет», «Где можно найти воду?», «Какой формы вода?» и др.
Перед завтраком, усаживаем детей, и проговаривая какая каша, ставим миску с крупой, из которой сварена каша и предлагаем детям потрогать ее на ощупь. Используем вопросы, какая крупа? Цвет? Запах? Дети отвечают, что крупа твердая, потом объясняем, что крупа становится мягкой только после добавления в нее воды и варки», а я еще немного рассказываем им о том, из чего получается крупа и о пользе каши.
Известный психолог П. П. Блонский писал: " Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. (картотека опытов)
И сейчас я предлагаю вам посмотреть некоторые из них:
«СУХОЙ ИЗ ВОДЫ»(Будем определять, занимает ли воздух место? Тарелочка с водой, сухой прозрачный стакан, свеча и монетка.
Положите монетку на дно тарелки и залейте её водой. Как её достать, не замочив пальчиков? Тарелку нельзя наклонять. Поставьте свечу в тарелку и подожгите её, подержите стакан над пламенем, чтобы он немного нагрелся, а затем накройте свечу. Огонь потухнет, вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монетку не замочив пальцев. Почему вода втянулась во внутрь стакана, что происходит?
Вывод: пламя создает под стаканом разряженную воздушную среду (кислород выгорает). В результате, вода закачивается под стакан.)
«ПОЙМАЕМ ВОЗДУХ»(Возьмите стакан налейте в него воду до половины. Прикрываем стакан листом плотной бумаги и придерживая бумагу (необходимо, чтобы поверхность была ровная) быстро переворачиваем стакан вверх дном.
Вода из стакана не выливается. Почему это происходит?
Вывод: сверху на бумагу давит вода, а с низу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.)
«ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?» (Возьмите палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палочку за веревочку. Палочка весит в горизонтальном положении. Протыкаем один шар. Конец палочки, к которому он был привязан, поднимается вверх.
Вывод: шарик без воздуха стал легче, значит, воздух имеет вес.)
«ТОНЕТ ИЛИ НЕ ТОНЕТ?» (Отпустите в емкость с водой целый мандарин - что происходит?Он не тонет. Рассмотрите кожуру мандарина через лупу – что вы можете сказать? в ней много дырочек, а в дырочках (порах) воздух, он держит мандарин на поверхности. А теперь отчистите мандарин от кожуры и отпустите его в воду - что произошло? он ушел на дно. Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: предметы, в которых есть воздух, могут плавать на поверхности воды)
«ВОДА ДАЕТ ЖИЗНЬ ВСЕМУ ЖИВОМУ!» (У нас на столе два стаканчика в одном проросшая фасоль, а в другом нет. Мы сейчас с вами посадим эти семена фасоли. Возьмите стаканчики с землей и посадите в зеленый стаканчик проросшее семя, а простое семя в прозрачный стаканчик. Семя в зеленом стаканчике мы будем поливать ежедневно, а в прозрачном нет. Теперь нам остается наблюдать не один день, что же будет происходить. Может уже кто, то догадался, что произойдет и скажет нам…
Вывод: Растения не могут жить без воды, как и вся живая природа. Чтобы любое растение росло и цвело, его необходимо поливать.)
Используя разнообразные методы и приемы по воспитанию у детей нравственных качеств, также немаловажно включать в работу экспериментальную деятельность. Игры-опыты помогают детям быть внимательнее, добрее к другим людям, задумываться над своими словами и поступками.
Часто взрослые говорят детям: «Сначала подумай – потом говори», а в народе существует поговорка: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Но как же лучше, доступнее донести до детей эти слова. Вот здесь приходит на помощь удивительная игра-эксперимент «Слово не воробей».
Для опыта - стеклянная банка с водой и солью. Соль – это наши плохие, обидные слова, а банка с водой – это человек, которому наши слова адресованы. Высыпая соль в воду, мы говорим, что вот так же, как соль, растворяется в воде, так и слова в человеке, которому мы их говорим. Предлагаем попробовать на вкус воду – даём возможность убедиться в неприятном вкусе воды. И спрашиваем у детей: «Можно ли вернуть соль обратно? – Нет, кристаллы соли растворились в воде, так и слова растворяются в другом человеке. Поэтому всегда следует хорошенько подумать над тем, что мы хотим сказать». Дети учатся следить за своими словами и мыслями, и при конфликтной ситуации можно услышать, как эти слова обращены к обидчику.
Воспитание коллективизма, как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных коллективных взаимоотношений. Через игру «Связаны одной нитью» учимся с терпением, пониманием относиться к людям, которые рядом с нами. Нанизываем на нитку бусины, разные по цвету, форме и размеру. Бусины – это мы, наши близкие, люди, которые нас окружают. Каждый человек, как и бусинка имеет свою неповторимую внешность, индивидуальные особенности, но все мы, как бусины, связанные одной нитью, живем в одном обществе, надо быть внимательным, проявлять понимание к окружающим тебя людям.
С помощью таких игр-опытов можно научить детей адекватно оценивать свои поступки и поступки других людей, они помогают развивать у детей нравственные нормы, на которых каждый человек должен строить свою собственную жизнь.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях («Мои первые открытия», «Маленькие исследователи», «Опыты на кухне», «Научные забавы в семье», на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно
выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Были разработаны памятки-советы родителям («Как помочь маленькому исследователю», картотеки эле-
ментарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, выпущены буклеты («Ребенок — маленький исследователь», «Ставим опыты дома», «Игротека маленького исследователя»,«Как помочь маленькому почемучке», оформлена фотовыставка»Юные исследователи».
Таким образом, систематическая, специально организованная мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков при ознакомлении с окружающим миром.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.