МААМ-картинки

Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование

Диляра Кичаева
Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы

«Неизведанное рядом»

(ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование)

Подготовила:

Кичаева Д. М.

воспитатель 1 квалиф. категории

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Публикация «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование» размещена в разделах

Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так : «Отойди немедленно от лужи, ты уже весь испачкался! Не трогай песок руками, он грязный! Брось камень, зачем он тебе нужен!»

Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья.

Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.

Поэтому мы ведем целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование».

Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития.

Наши задачи - в рамках ФГОС, на отдельных темах, наблюдениях, экспериментах и опытах сформировать у детей знания об окружающем мире, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.

Для решения поставленных задач мы продумали содержание ПРС. В нашей группе оборудована лаборатория «Хочу все знать», материалы распределены по направлениям «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Подобрали практический материал для работы с детьми; составили перспективный план по проведению опытов и экспериментов; конспекты НОД с элементами экспериментирования; картотека опытов и экспериментов.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Например, на прогулке юные исследователи решают важные проблемы: «Как появляются солнечные зайчики?», «Как появляется тень?», «Солнце высушивает предметы и песок», «Тонет - не тонет», «Где можно найти воду?», «Какой формы вода?» и др.

Перед завтраком, усаживаем детей, и проговаривая какая каша, ставим миску с крупой, из которой сварена каша и предлагаем детям потрогать ее на ощупь. Используем вопросы, какая крупа? Цвет? Запах? Дети отвечают, что крупа твердая, потом объясняем, что крупа становится мягкой только после добавления в нее воды и варки», а я еще немного рассказываем им о том, из чего получается крупа и о пользе каши.

Известный психолог П. П. Блонский писал: " Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. (картотека опытов)

И сейчас я предлагаю вам посмотреть некоторые из них:

«СУХОЙ ИЗ ВОДЫ»(Будем определять, занимает ли воздух место? Тарелочка с водой, сухой прозрачный стакан, свеча и монетка.

Положите монетку на дно тарелки и залейте её водой. Как её достать, не замочив пальчиков? Тарелку нельзя наклонять. Поставьте свечу в тарелку и подожгите её, подержите стакан над пламенем, чтобы он немного нагрелся, а затем накройте свечу. Огонь потухнет, вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монетку не замочив пальцев. Почему вода втянулась во внутрь стакана, что происходит?

Вывод: пламя создает под стаканом разряженную воздушную среду (кислород выгорает). В результате, вода закачивается под стакан.)

«ПОЙМАЕМ ВОЗДУХ»(Возьмите стакан налейте в него воду до половины. Прикрываем стакан листом плотной бумаги и придерживая бумагу (необходимо, чтобы поверхность была ровная) быстро переворачиваем стакан вверх дном.

Вода из стакана не выливается. Почему это происходит?

Вывод: сверху на бумагу давит вода, а с низу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.)

«ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?» (Возьмите палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палочку за веревочку. Палочка весит в горизонтальном положении. Протыкаем один шар. Конец палочки, к которому он был привязан, поднимается вверх.

Вывод: шарик без воздуха стал легче, значит, воздух имеет вес.)

«ТОНЕТ ИЛИ НЕ ТОНЕТ?» (Отпустите в емкость с водой целый мандарин - что происходит?Он не тонет. Рассмотрите кожуру мандарина через лупу – что вы можете сказать? в ней много дырочек, а в дырочках (порах) воздух, он держит мандарин на поверхности. А теперь отчистите мандарин от кожуры и отпустите его в воду - что произошло? он ушел на дно. Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: предметы, в которых есть воздух, могут плавать на поверхности воды)

«ВОДА ДАЕТ ЖИЗНЬ ВСЕМУ ЖИВОМУ!» (У нас на столе два стаканчика в одном проросшая фасоль, а в другом нет. Мы сейчас с вами посадим эти семена фасоли. Возьмите стаканчики с землей и посадите в зеленый стаканчик проросшее семя, а простое семя в прозрачный стаканчик. Семя в зеленом стаканчике мы будем поливать ежедневно, а в прозрачном нет. Теперь нам остается наблюдать не один день, что же будет происходить. Может уже кто, то догадался, что произойдет и скажет нам…

Вывод: Растения не могут жить без воды, как и вся живая природа. Чтобы любое растение росло и цвело, его необходимо поливать.)

Используя разнообразные методы и приемы по воспитанию у детей нравственных качеств, также немаловажно включать в работу экспериментальную деятельность. Игры-опыты помогают детям быть внимательнее, добрее к другим людям, задумываться над своими словами и поступками.

Часто взрослые говорят детям: «Сначала подумай – потом говори», а в народе существует поговорка: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Но как же лучше, доступнее донести до детей эти слова. Вот здесь приходит на помощь удивительная игра-эксперимент «Слово не воробей».

Для опыта - стеклянная банка с водой и солью. Соль – это наши плохие, обидные слова, а банка с водой – это человек, которому наши слова адресованы. Высыпая соль в воду, мы говорим, что вот так же, как соль, растворяется в воде, так и слова в человеке, которому мы их говорим. Предлагаем попробовать на вкус воду – даём возможность убедиться в неприятном вкусе воды. И спрашиваем у детей: «Можно ли вернуть соль обратно? – Нет, кристаллы соли растворились в воде, так и слова растворяются в другом человеке. Поэтому всегда следует хорошенько подумать над тем, что мы хотим сказать». Дети учатся следить за своими словами и мыслями, и при конфликтной ситуации можно услышать, как эти слова обращены к обидчику.

Воспитание коллективизма, как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных коллективных взаимоотношений. Через игру «Связаны одной нитью» учимся с терпением, пониманием относиться к людям, которые рядом с нами. Нанизываем на нитку бусины, разные по цвету, форме и размеру. Бусины – это мы, наши близкие, люди, которые нас окружают. Каждый человек, как и бусинка имеет свою неповторимую внешность, индивидуальные особенности, но все мы, как бусины, связанные одной нитью, живем в одном обществе, надо быть внимательным, проявлять понимание к окружающим тебя людям.

С помощью таких игр-опытов можно научить детей адекватно оценивать свои поступки и поступки других людей, они помогают развивать у детей нравственные нормы, на которых каждый человек должен строить свою собственную жизнь.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях («Мои первые открытия», «Маленькие исследователи», «Опыты на кухне», «Научные забавы в семье», на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно

выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Были разработаны памятки-советы родителям («Как помочь маленькому исследователю», картотеки эле-

ментарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, выпущены буклеты («Ребенок — маленький исследователь», «Ставим опыты дома», «Игротека маленького исследователя»,«Как помочь маленькому почемучке», оформлена фотовыставка»Юные исследователи».

Таким образом, систематическая, специально организованная мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков при ознакомлении с окружающим миром.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 20:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Диляра Кичаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД