Штыба Олеся Анатольевна
Нейротренажеры — современный инструмент в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1 На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с ТНР, число которых бурно увеличивается год от года.
Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция – одна из популярных методик в работе с малышами. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Слайд №2 Нейротехнология – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Слайд №3 Как понять, что у ребёнка есть проблемы:
• Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.
• Испытывает трудности в усвоении учебной программы. Долго выполняет задания педагога, невнимателен.
• Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
• Есть синдром дефицита внимания.
• Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
• Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.
• Быстро переключается с одного действия на другое.
• Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.).
• Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
• Есть проблемы с речью разной сложности.
• Наблюдается слабая познавательная деятельность.
• Плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
В своей работе я использую нейротехнологию (нейротренажеры) это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям исправлять нарушения.
Слайд №4 Нейротренажеры – это совместные разработки нейропсихологов, кинезиологов и логопедов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг.
Слайд №5 Что можно ожидать от мозжечковой стимуляции?
Нейротренажеры помогают расширить возможные границы головного мозга.
Упражнения развивают тело;
повышают стрессоустойчивость организма;
синхронизируют работу полушарий;
улучшают зрительно-моторную координацию;
формируют пространственную ориентировку;
совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы;
Улучшают мануальные и графо-моторных функции ;
Повышают общий уровень интеллекта;
Быстро развивают когнитивную сферу.
Всем известен тот факт: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
У большинства детей-логопатов речь и движения сложно согласуются между собой. Как правило, у одних детей запаздывают движения, у других — речь. Речь с движениями имеет огромное значение. Правильность выполнения движений очень важна. Она снимает напряженность мышц, формирует темп, ритм, выразительность речи и движений, дисциплинирует поведение.
Дети с нарушением речи испытывают трудности в освоении основных речевых навыков (словоизменение, словообразование, звукопроизношение, построение фразы, понимания речи окружающих, умения отвечать на вопросы и задавать их и как следствие нарушение коммуникации со сверстниками и взрослыми. Всё это вызвано нарушением моторного планирования.
Слайд №6 Моторное планирование - это способность понять, спланировать и реализовать новое двигательное действие или последовательность этих действий.
Нарушение моторного планирования может выглядеть как неловкость, как нарушение последовательности движений или их координации. Навык моторного планирования нужен не только при развитии общей или мелкой моторики. Развитие артикуляционной моторики посредством артикуляционных упражнений тоже тесно связано с моторным планированием.
Слайд №7 Автоматизация звука – это сложный процесс, который требует от ребенка моторного планирования. Ребенок должен запомнить новый артикуляционный уклад при произнесении звука, контролировать силу и направление воздушной струи, четкость произносимого звука на слух. Данный контроль осуществляется до тех пор, пока выполнение этих движений не перейдет в навык, другими словами, пока не станет автоматизированным.
Проходя каждый этап автоматизации звука (изолированно, в слогах, в разных позициях слова, в словосочетаниях, в предложениях в связной речи, порой у ребенка бывают сложности в употреблении звука в своей собственной речи. Причиной тому служит нарушение моторного планирования – у ребенка не получается параллельно выполнять какие-то действия и контролировать правильное произношение звука, который автоматизирован.
Слайд №9 Какие тренажеры использую я в своей работе ежедневно?
Я решила усилить воздействие логопедической ритмики посредством выполнения упражнений на ортопедических ковриках.
При использовании ортопедического коврика происходит не только профилактика возникновения плоскостопия, но и воздействие на чувствительные точки стопы и активация защитных свойств организма.
Мышцы организма расслабляются, улучшается кровообращение и лимфоток, повышается выносливость нервной системы. Регулярные занятия на ортопедических ковриках укрепляют мышцы и суставы ног, улучшают кровообращение во всем организме, повышают иммунитет и стимулируют работу головного мозга. Тем самым формируется звукопроизношение преодолеваются аграмматизмы и развивается связная речь,.
Именно поэтому я в свою работу включаю игры и упражнения для развития моторного планирования. Это позволяет достичь более быстрых и эффективных результатов в автоматизации звуков, в отработке артикуляционных укладов, в развитии слоговой структуры слова, в формировании пространственных представлений, фонематического восприятия. И сегодня хотела поделиться ими с Вами.
Использование моторного планирования для автоматизации звуков:
Я хочу показать Вам наглядно, как это происходит.
Раскладываем на полу координационную дорожку из ортопедических ковриков или балансировочную дорожку:
Видео НЕЙРО ДОРОЖКА
• задаем движение, прошагать по коврикам произнося изучаемый звук;
• задаем 2-3 движения и повторяем слоги. Например, ла-ло-лы. Затем последовательность слогов и движения меняем;
• затем произносим слова с отрабатываемым звуком, добавляем ладошки, стопы, трубочки, кольца, кегли, мешочки, стаканчики.
• затем предложения, чистоговорки.
• игры «Назови – ласково», «Один – много». Логопед произносит название предмета. Ребенок перешагивает, при этом перекладывает, либо подкидывает вверх мешочек, мячик, либо накидывает на кегли стакнчики. Можно левой, правой, двумя руками подкидывать мешочек из одной руки в другую.
• Игра «Жадина» закрепление словаря по лексической теме. Ребенок называет предмет находящийся около коврика, подбирая притяжательные местоимения. (Мой, моя, моё).
Использование моторного планирования для отработки слоговой структуры слова:
• выкладываем на пол ортопедические коврики. Под коврики кладем слова 1 типа слоговой структуры. Накладываем моторную программу: прыжок – хлопок над головой. Достаем картинку и проговариваем слово, изображенное на картинке;
• Логопед произносит целое слово, ребенок по порядку называет слоги и выполняет шаг вперед.
Вывод: Моторные дорожки помогают развить координацию, равновесие, моторное планирование и автоматизировать звуки на всех стадиях, от слогов до предложений.
Незаменимым помощником в работе стал тренажер «Прыгай, называй». Это уникальный, многозадачный, необычный нейропсихологический тренажер. Для работы с ним я изготовила большой коврик из базовых 4 х цветов, приобрела фитнес мяч, распечатала схемы на все группы звуков. Ребенок отбивает мячом по кругам согласно схеме и проговаривает слова. ВИДЕО «Прыгай – называй».
Так же для автоматизации звуков использую в работе балансировочную доску, подушку балансировочную и степ площадку. При этом добавляем либо мешочки, либо мяч в руки. ВИДЕО СТЕП
Также широкое применение получили «Палочки стучалочки». Для этого у меня сделан небольшой коврик, состоящий из кружков базовых цветов, 2 клавесина тоже с наконечниками из 4 цветов и схемы. Ребенок должен сопоставлять цвет, отбивать клавесами цвет соответствующей схеме и проговаривать слова, изображенные на схеме. Видео «Палочки стучалочки».
Видео «Языколомки по кругу», тут мы используем пособие и наши клависы.
«Языколомки», пособия и, например камешки марбелс и работаем двумя руками.
Видео «Нейроладошки».
Вся работа моя как логопеда построена на нейротренажерах, все индивидуальные занятия и фронта льные, и домашние тетради все основаны на нейротренажерах.
Вывод: Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики ребенка. Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка, происходит неправильная обработка информации, что ведет к сложности в обучении.
Представленный мною подход на логопедических занятиях, значительно ускоряют процесс введения в речь закрепляемых звуков.
Ну, а меня как педагога радует, когда дошкольники с радостью и желанием идут на занятия, в предвкушении того, что же ждёт его сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая среда рабочего пространства учителя-логопеда, игровые тренажеры. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к общению, доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.
Всем, спасибо за внимание!