Елена Анатольевна Антонова
Нейроигры как эффективный метод развития межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №53 «Яблонька» города Димитровграда
План самообразования педагога-психолога:
«Нейроигры – эффективный метод развития межполушарного взаимодействия»
Старшая группа
на период: с 1 сентября 2024г. по 31 мая 2025г.
Педагог-психолог:
Антонова Елена Анатольевна
2024 год
Применение нейропсихологических приемов особенно важно и целесообразно в дошкольном возрасте, в то самое время, когда мозг и нервная система ребенка активно развивается. Если не уделять время таким занятиям, с большой вероятностью у детей сформируются особенности поведения, которые в дальнейшем негативно повлияют на процесс обучения. А как мы знаем, в более старшем возрасте восприятия и другие процессы поддаются коррекции гораздо сложнее.
Готовность ребенка к обучению к школе предполагает развитые на достаточном уровне внимание, эмоционально-волевую сферу, памяти, мышления, речи и тд. Нейропсихологические игры и приемы позволяют не только разнообразить программу занятий, но и помогают развивать высшие психические функции. Для более плодотворной работы необходимо использовать следующие пути и средства воспитания:
- непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- практические игры и упражнения не реже одного раза в день длительностью не менее 5 минут;
-использование в работе дыхательных, глазодвигательных, телесных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
- привлечение семьи.
Актуальность темы:
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в работе приходит применение нейропсихологических методик.
Цель:
Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие межполушарного взаимодействия, что в свою очередь дает положительную динамику в развитие памяти, внимания, мышления.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
3. Оформить наработанный материал в методическую папку для обмена опытом работы с коллегами.
4. Составить картотеку игр и упражнений.
5. Ориентировать семью на использование нейропсихологических игр в домашних условиях.
Срок реализации: с 1 сентября 2024г. по 31 мая 2025г.
Предполагаемый результат:
• владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей старшего возраста;
• повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
Основные этапы работы по самообразованию:
1. Организационно-ознакомительный (диагностический)
- постановка проблемы;
- подбор и изучение литературы по проблеме;
- определение целей и задач работы над темой;
- планирование работы по самообразованию.
2. Основной (практический)
- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);
- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.
3. Заключительный (обобщающий)
- подведение итогов;
-оформление результатов работы по теме самообразования;
- представление материалов;
- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;
- распространение опыта работы на уровне ДОО.
Примерный план работы:
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями
Сентябрь Изучение литературы по данной теме. Информация на стенд «Что такое нейропсихологические игры?»
Октябрь Ноябрь - Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок, игр для детей. Информация на стенд «Польза нейроигр для ребенка»
Декабрь Использование нейропсихологических игр в работе: «Веселые стопы», «Зеркальные ходилки», «Упражнения на двуручную координацию» Создание уголка с нейроиграми
Январь Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием Консультация с родителями «Кинезиологические упражнения – легко и полезно»
Февраль Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» Изготовление буклета «Нейроигры - это весело!» Создание картотеки с нейроиграми
Март Использование игр и упражнений: запрещенное число, запоминалочка и т. д Тестирование «Играете ли вы дома с ребёнком?»
Апрель Сравнительный количественный и качественный анализ результатов Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома» Индивидуальные беседы по данной теме
Май Демонстрация опыта применения базовых нейропсихологических технологий в форме презентации на педагогическом совете в ДОУ Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми Отчет о проделанной работе на педагогическом совете в виде презентации
Используемая литература
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
2. Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» А. Л. Сиротюк.
3. Наталья Деева: Игровые здоровье сберегающие технологии в ДОУ. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения
4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.
5. Гоникман Э. И. Лечебные жесты. — Минск, 1998.
6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.
7. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.