Оксана Виноградова
Нейроигра как эффективный инструмент в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Нейроигра – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда».
Иван Петрович Павлов сказал «Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии».
Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Публикация «Нейроигра как эффективный инструмент в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Мы наблюдаем, что у детей, имеющих НР, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи. Поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
А сейчас мне бы хотелось поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, которые я использую во время логопедических занятий на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений.
На первом этапе для формирования необходимого артикуляционного уклада мы используем метод биоэнергопластики с дидактической куклой Кошкой-Болтушкой или помогаем рукой.
В своей работе я использую нейродорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука. А также дорожки, когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения, при этом мы развиваем межполушарные связи.
Применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками произнося нужный нам звук или слог. Начинаем с легких заданий и усложняем.
В своей работе мне нравиться использовать кинезиологические упражнения. Их можно использовать в качестве динамических пауз. Мы с детьми отрабатываем слоговые цепочки (са-со-су сы) и чистоговорки (ла –ла- ла – прилетела к нам пчела) в сочетании с движениями. Такие игры, как «Кулак, ребро, ладонь», «Дом- замок-ежик», «Колечко»
Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел
Только белка не бела
Белой даже не была.
Для автоматизации поставленного звука в словах используем нейротаблицы. Ребенок одновременно двумя руками закрывает картинку и четко называет ее.
А также на автоматизацию звука в словах мы используем упражнение Веселые пальчики. Ребенку необходимо назвать картинку и поднять пальчик с нужным цветом на одновременное на обоих руках.
Нейроупражнение «Стрелочки», развивает умственную активность и межполушарное взаимдействие.
Следующая игра – прохлопывание ритмов по образцу. Является важным направлением коррекции в преодолении речевых нарушений. Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движения.
На занятиях по обучению грамоте я использую нейроупражнение «Конструктор букв». Когда дети с помощью счетных палочек (камней Марблс, пуговиц) выкладывают букву одновременно двумя руками. Развивается зрительно-моторная координация.
Следующие игры, которая нравятся детям это игры с пинцетом и разноцветные стаканчики. Эти игры мы используем на автоматизацию звуков в словах, словосочетаниях.
А также во время дифференциации звуков. Например, если З- зеленый стаканчик Ж- оранжевый стаканчик.
На индивидуальных занятиях я использую нейроскакалку.
Нейроскакалка- тренажер для развития межполушарного взаимодействия, общей моторики. Так же может использоваться для развития речи: прыгнуть столько раз сколько слогов в слове.
Ну и конечно же универсальный тренажер – мяч. Игры направлены на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, на развитие межполушарного взаимодействия. Игры: если услышишь звук ш - отбивай мяч правой рукой, з – левой. Мяч бросай – диких животных называй.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейропсихологических методов и приёмов для коррекции нарушений речи, которые вы тоже можете с успехом применять в своей работе.