Наталия Смирнова
«Названия Московских мест для моего привычны слуха». Фотопрогулка
▼ Скачать + Заказать документы
Названия Московских мест для моего привычны слуха
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолка зеркала?
М. Цветаева
В прошлый раз мы с вами расстались на бульваре Патриарших прудов (публикация «На углу у Патриарших») сегодня мы продолжим нашу прогулку с этого же самого места.
Пройдя по бульвару, выходим на Малую Бронную.
Публикация «„Названия Московских мест для моего привычны слуха“, Фотопрогулка» размещена в разделах
Первоначально называлась Костянтиновской улицей (вероятно по одному из дворовладельцев); затем — Воскресенской — по церкви Воскресения Словущего (построена в 30-е годы XVII века, разрушена в 1935 году). Современное название, так же как и Большая Бронная, получила по Бронной слободе, учрежденной здесь ещё в начале XVI века. Первоначально население слободы составляли мастера-оружейники, изготовлявшие в том числе «броню» — панцири и кольчуги.
№ 30/1— жилой дом (1925—1927, архитектор Г. К. Олтражевский). Здесь в квавртире № 5 в 1940—1962 годах жил и работал театральный деятель и книговед Н. П. Смирнов-Сокольский.
Следующий дом № 32- доходный дом Вешнякова. (Обратите внимание на название магазинчика на первом этаже).
№ 22/15 — доходный дом (1913, архитектор С. К. Вульфсон). Фасад шестиэтажного здания облицован гладкой плиткой, овальное окно обрамлено рельефной лепниной, эркеры на уровне 4—5 этажей украшены барельефами с изображением рогов изобилия. Старинная вывеска «Аптека» была отреставрирована на средства москвичей при помощи движения «Архнадзор».
Заглянем на минуточку в Спиридоньевский переулок. До XIX века назывался Старосъезженский переулок — по находившемуся в переулке в XVIII веке полицейскому участку — съезжей избе. Позже стал называться Спиридоновский и, наконец, Спиридоньевский переулок по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года (не сохранилась, также как Спиридоньевская улица (ныне Спиридоновка).
Театр на Малой Бронной (малая сцена).
Выходим к Тверскому бульвару. Назван в 1796 году по Тверской улице, к которой примыкает. Первоначально назывался просто Бульвар, так как он был единственным в Москве.
Начинается бульвар от Площади Никитских ворот и заканчивается Пушкинской площадью.
Сейчас мы выйдем к Никитским воротам и чуть пройдем по Малой Никитской улице.
Название XIX века дано по соседней Большой Никитской улице, которая обязана своим названием Никитскому женскому монастырю, располагавшемуся на месте нынешнего сквера перед подстанцией метрополитена (дом 7/10 по Б. Никитской, угол Большого Кисловского переулка).
Особняк С. П. Рябушинского (А. А. Рябушинской) — жилой дом в стиле раннего модерна, построенный в 1900—1903 гг., ныне — музей-квартира А. М. Горького.
Построен по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябушинского. Это был второй дом, построенный им на Малой Никитской — в 1901 году на углу Садово-Кудринской (д. № 2) он возвёл трёхэтажный доходный дом для Н. С. Канна.
С 1931 по 1936 год в особняке по приглашению советского правительства жил А. М. Горький, затем его невестка Надежда Пешкова (Тимоша) со внучками писателя Дарьей и Марфой. Ныне особняк Рябушинского занимает мемориальный дом-музей Горького, который был открыт в мае 1965 года, и является частью Института мировой литературы имени Горького.
Практически напротив дома- музея находится Храм Большое Вознесение.
Существовавшая в этой местности деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», первое упоминание о которой относится к 1619 году, сгорела в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с предпольным деревянным укреплением на опасном западном направлении — острогом.
В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего.
Хотя официально храм назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», в народе широко распространилось название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» — более старой церкви, построенной в 1634 году, у которой официальное название было «Церковь Вознесения Господня на Никитской в Белом городе» (ныне — Большая Никитская улица, 18).
Храм Вознесения, что у Никитских ворот, знают многие потому, что в нем венчался А. С. Пушкин. Однако на скромно расположившуюся церковь Феодора Студита у Никитских ворот обратит внимание не каждый - слишком незаметна она в тени Вознесенского храма.
Построена церковь была в 1624 году. Святыней храма стала икона святого Феодора, которого очень почитали на Руси.
Между Большой Никитской и Малой Никитской улицами с восточной стороны Церкви Вознесения Господня расположен небольшой сквер, клином выходящий на площадь. Ещё в XVIII веке на этом месте была жилая застройка, повторяющая форму клина.
6 июня 1999 года, в день двухсотлетней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина, был открыт фонтан-ротонда «Наталья и Александр» в память о его венчании с Н. Н. Гончаровой, проживавшей неподалеку, в деревянном особняке на углу Большой Никитской улицы и Скарятинского переулка (ныне на этом месте посольство Испании)
Если посмотреть от площади Никитских ворот вдоль Большой Никитской в сторону Москвы-реки, то мы увидим театр им. Маяковского, а в далеке башни Кремля (Москва- она маленькая, ее всю напрямую дворами пройти можно).
Но вернемся на Тверской бульвар. Бульвар был запроектирован ещё в «Прожектированном плане Москвы 1775 года». Несмотря на то, что стена Белого города была снесена на этом участке в 1782 году, бульвар проложили только летом 1796 году. Его устройством руководил архитектор С. Карин. Первоначально на бульваре посадили берёзы, а после того, как они не прижились, — липы. Вскоре бульвар стал местом прогулок и встреч московского дворянства. Проезды бульвара застраиваются дворянскими особняками в стиле классицизма.
В начале бульвара- Памятник К. А. Тимирязеву (1923, скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов). Во время бомбардировки Москвы в 1941 году скульптура была сброшена с пьедестала, о чём напоминают сколы на левой стороны основания монумента; позднее памятник был восстановлен. Самый каверзный вопрос на знание Москвы именно про этот памятник). Что в начале бульвара есть монумент знают все, а вот, что встречает нас именно К. А Тимирязьев ответить затрудняются).
Новое здание МХАТ (1972—1973, архитекторы В. С. Кубасов, А. Моргулис, В. С. Уляшова, инженеры А. П. Цикунов, Ю. С. Маневич, инженер-акустик А. Качерович, авторы светильников — скульпторы А. В. Васнецов, Ю. Тургенев). Ранее здесь находился дом Кологривовых, приобретённый в 1819 году для московского обер-полицмейстера, затем (в середине XIX века) перешедший в собственность полиции (позже — градоначальника). В этом доме во время приёма был убит московский градоначальник П. П. Шувалов.
На против МХАТа, на бульваре, памятник С. Есенину открытый в 1995 году.
Камерный театр А. Я. Таирова, открыт в 1914 году (с 1950 г. — Московский Драматический Театр им. А. С. Пушкина). В основе — городская усадьба XVII—XX веков; в 1802 году принадлежала И. Ф. Дмитриеву-Мамонову, затем — П. А. Кологривову, Вырубовым, братьям Паршиным). Перестроена под размещение театра в 1914 году архитектором П. П. Киселёвым. Позднее здание театра вновь реконструировано: в 1931 году по проекту архитектора К. С. Мельникова был выстроен новый зал; в это же время по проекту В. А. и Г. А. Стенбергов был выполнен фасад здания.
Подходим к Пушкинской площади. Все знают, что изначально памятник А. С. Пушкину стоял именно на бульваре в 1880 году. В 1946 году по проекту архитектора В. И. Долганова бульвар был перепланирован и благоустроен. Устроены цветники и посажены новые деревья. Установлена чугунная ограда (архитектор Г. И. Луцкий). В 1949 году с бульвара убрали трамвайные пути и пустили троллейбус. В 1950 году на Пушкинскую площадь перенесли памятник Пушкину.
На этом наша прогулка заканчивается. Надеюсь, что вам было интересно и вы узнали для себя что-нибудь новое.
До новых встреч!