Людмила Кожевникова
Дидактические грамматические пособия для детей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое количество детей в логопедической группе имеют нарушение грамматического строя языка. Нередко встречаются малыши, которые даже не согласовывают прилагательные с существительными (красный кофта, притяжательные местоимения с существительными (мой панама, а что уж говорить про согласование числительных с существительными (два стол, пять стол). Большие трудности вызывает не только процесс словоизменения, но и процесс словообразования. С чего же начинать? Важно помнить, что и развитие грамматического строя речи, тоже идет согласно онтогенезу.
Одна из первых грамматический категорий, которая появляется в речи ребенка, — это способность изменять окончание существительных в именительном падеже с единственного на множественное число. Что важно -именно с окончаниями -ы, -и при изменении. Например, муха-мухи, туча-тучи, ваза-вазы. Другие окончания (например, дом-дома) усваиваются детьми гораздо позже. Если у ребенка нарушена слоговая структура слов, то тогда важно брать слова по типам слоговой структуры (1 тип, 2 тип, 3 тип и т. д.) Сначала берем слова без изменения ударения (вАза-вАзы, только после их усвоения – слова с изменением ударения (совА-сОвы).
— Это киса. А это кисы. Это пума. А это?
У меня заготовлены карточки для отработки данного типа задания, которые я использую индивидуально. На фронтальных же занятиях данный тип задания проводится с учетом лексической темы.
Следующей простой грамматической категорией является винительный падеж существительных. Дети очень любят играть с цветными лупами, отрабатывая фразу: «Вижу пуму» и т. д.
А если взять настоящую лупу, то можно еще рассказать, что это предмет маленький, а сквозь лупу он стал большой (пума- пумочка). Можно поставить перед ребенком фигурки различных животных и предложить покормить их. «Что дадим корове?» - «Траву». «Кого мы покормили?» - «Корову».
Для отработки родительного падежа я использую деревянные фигурки, которые мы бросаем в баночку. «Это муха. Нет кого?» - «Мухи».
Такие игры предлагаю малышам на первом этапе отработки грамматического строя языка. Желаю успехов!