Ирина Корелова
Краткосрочный проект «Маленькие строители» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Карамелька»
Краткосрочный проект «Маленькие строители» для детей 2 младшей группы
Подготовила и провела: воспитатель Корелова И. О.
г. Боровск, 2024 г.
Краткосрочный проект в младшей группе тема: «Маленькие строители»
Участники проекта:
- дети младшего дошкольного возраста;
- родители;
- воспитатели:
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный
Актуальность: Развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более важной задачей в процессе воспитания. Этот процесс направлен на стимулирование умственной активности, формирование ключевых мыслительных навыков и умений, необходимых для успешного освоения новой информации. Современные научные исследования подтверждают, что выдающиеся таланты и гении – это не исключение, а результат раскрытия потенциала каждого ребёнка. Главная задача состоит в том, чтобы освободить детское мышление, увеличить эффективность его работы и максимально использовать природные задатки, которыми обладает каждый малыш.
Конструкторская деятельность, наряду с игровой, играет ключевую роль в развитии познавательной и творческой активности детей. Она способствует формированию логического и образного мышления, пробуждает любопытство, развивает коммуникабельность, трудолюбие и помогает ребёнку освоить нормы поведения и правила общения со сверстниками и взрослыми. Под руководством педагога дети, создавая красивые конструкции, начинают чувствовать свою значимость, уверенность в своих силах и способность достигать поставленных целей.
Цель проекта: заключается в развитии у детей творческих способностей, пространственного мышления, мелкой моторики и навыков взаимодействия с окружающим миром посредством игры и создания простых конструкций из различных материалов. Проект направлен на формирование интереса к техническим дисциплинам, развитие логического мышления и способности решать простые задачи, а также на укрепление коммуникативных навыков при работе в группе.
Задачи:
- Научить детей сравнивать предметы по таким параметрам, как форма, размер и цвет, выявлять закономерности, различия и общие черты в конструкциях.
- Познакомить с основными понятиями, такими как устойчивость, основа, схема.
- Используя наглядный материал, научить анализировать структуру конкретных объектов, выделяя их ключевые элементы.
- Сформировать начальные представления о конструировании, его роли в жизни человека, а также о профессиях, связанных с созданием и производством технических устройств.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Стимулировать развитие памяти, внимания и умения проводить сравнения.
- Способствовать развитию фантазии и творческого мышления.
- Формировать базовые знания о безопасности собственной жизнедеятельности и окружающей среды.
- Содействовать развитию навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малых группах (включая работу в парах).
- Формирование опыта конструктивного общения детей друг с другом и со взрослыми.
Методы: словесные, игровые, наглядные, практические.
Приёмы:
- беседы,
- наблюдения,
- чтение художественной литературы,
- игры.
Этапы работы над проектом:
I этап – Подготовительный
- Подбор методической, познавательной, художественной литературы, интернет-ресурсов в рамках проекта.
- Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
II этап – Основной
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов для расширения у детей знаний о домах.
Организация игровых занятий, проведение наблюдений и чтение художественных произведений.
Консультация родителей «Разнообразие конструкторов». Вовлечение родителей в создание альбома «Схемы построек для конструирования»
1 вечер
Беседы с детьми на тему ознакомления с конструкторами и строительными материалами.
Цель: развитие у детей интереса к конструированию, творческих способностей, пространственного мышления и мелкой моторики.
В ходе беседы важно познакомить детей с различными видами конструкторов и строительных материалов, показать их возможности для создания разнообразных моделей и конструкций, а также объяснить базовые принципы сборки и комбинирования элементов.
Учить различать и правильно называть основные детали (кирпичик, кубик, пластина, призма, конус, брусок);
2 вечер
Погружаемся в мир сказки «Три поросёнка»
Цель: Формирование начальных навыков конструирования через работу со строительными материалами и активизация речи детей (куб, кирпичик, призма).
1. Чтение русской народной сказки «Три поросёнка» детям.
2. Рассмотрение иллюстраций к этой сказке вместе с ребятами.
3. Подвижная игра «Три поросёнка».
Дети стоят, взявшись за руки в (хоровод -домик поросят). Так волк тронуть их не может.
На слова воспитателя: «Поросята гуляют, цветы собирают», дети бегают по полянке и поют: «Нам не страшен серый волк.».
Воспитатель объявляет об опасности: «Вдруг выходит волк, он зубами - щелк!».
Все поросята должны построить свой домик (хоровод)».
4. Пальчиковая игра «Дом»
Молоточком я стучу (постукивать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук)
Строю я высокий дом (поднять выпрямленные ладони вверх)
Буду жить я в доме том (похлопать ладонями)
5. Организация работы детей над созданием домика для поросят по схеме с комнатами и крышей.
3 вечер
Погружаемся в мир сказки «Маша и медведь»
Цель: Способствовать развитию у ребёнка творческих способностей и навыков, необходимых для создания эстетически привлекательных конструкций (домик бабушки и дедушки, мостик через речку).
1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» детям.
2. Разыгрывание сценки «Поможем Маше построить домик, лес и мостик через речку.
3. Подвижная игра «У медведя во бору».
Медведь садится на корточки и изображает сон. Детки, имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку, произносят стишок:
"У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит. "
Когда медведь произносит долгий звук «р-р-р-р», дети разбегаются. И кого догонит медведь становится следующим «медведем»
4. Пальчиковая игра «Мостик»
Мы над речкой из дощечек строим мостик золотой
(указательный и средний пальцы выпрямить, расположить параллельно друг другу)
Через мостик человечек гонит козочку домой.
(остальные пальцы (большой, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.
5. Организация работы детей над созданием домика для дедушки с бабушкой, леса и мостика через речку по схеме.
4 вечер
Погружаемся в мир сказки «Теремок»
Цель: Стимулировать воображение детей при создании теремка и ландшафта, учитывая условия, предложенные в сказке (теремок с окошками, трубой, чердаком и заборчиком для героев).
1. Чтение русской народной сказки «Теремок» детям.
2. Рассмотрение иллюстраций к этой сказке вместе с ребятами.
3. Загадывание загадок с имитацией движений зверей:
На пруду живёт, Громко песенки поёт, Пучеглазая зверюшка Называется… (Лягушка).
Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Грызёт морковку (Заяц).
Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом (Лиса).
Ночью воет он в лесу: «Я ягнёнка унесу-у-у!». В зайцах тоже знает толк. Злой, голодный серый. (Волк).
Он коричневый, большой, Спит в берлоге под сосной. А весной начнёт реветь Косолапый зверь. (Медведь).
4. Пальчиковая игра «Теремок»
На полянке теремок (ладошки соединяем домиком)
Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в «замок»)
Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)
Вокруг терема забор, чтобы не забрался вор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг! (руки развести в стороны)
5. Организация работы детей над созданием теремка с окошками, трубой, чердаком и заборчиком для героев.
5 вечер
Погружаемся в мир сказки «Три медведя»
Цель: Развивать у детей навыки использования свойств строительного материала (пропорции, размеры и форма) для создания конструкций, отражающих обстановку в доме трёх медведей - мебели разного размера (кровати, столы и стулья разного).
1. Чтение русской народной сказки «Три медведя» детям.
2. Рассмотрение иллюстраций к этой сказке вместе с ребятами.
3. Подвижная игра «Три медведя»
Три медведя шли домой (маршируют на месте)
Папа был большой-большой (поднимают руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом (вытягивают руки вперёд на уровне груди)
А сынок - малютка просто (ставят руки на пояс)
Очень маленький он был
3. Пальчиковая игра «Наша мебель»
Вот это - стул (левый кулак прижать к основанию правой ладони)
На нём сидят
Вот это - стол (левую руку сжать в кулак, на который сверху положить ладонь правой руки)
За ним едят
Вот там - кровать (ладони поставить друг напротив друга, кончики больших пальцев соединить под прямым углом)
Чтобы лежать
5. Организация работы детей над созданием избушки для трех медведей с мебелью для каждого героя.
III этап - Завершающий
Коллективное конструирование «Избушка трёх медведей»
Альбом «Схемы построек по конструированию»
Отчёт по проектной деятельности:
Этап длился 7 дней.
Задачи проекта определены, дидактические материалы подобраны, план основного этапа составлен.
Во время выполнения проекта у детей возрос интерес к познанию и исследованию окружающего мира. Они начали активно проявлять инициативу в разных видах деятельности, улучшили свои коммуникативные и творческие навыки, а также расширили словарный запас. Родители тоже принимали активное участие в проекте.
Благодаря этому проекту дети приобрели важные знания и умения в области конструирования. Итогом нашей работы стало создание альбома «Схемы построек для конструирования» и организация фотоотчёта «Маленькие строители».