Татьяна Завалишина
Навыки общения взрослых с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Общение – играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков
поведения и познания. Оно является важнейшим источником психического
развития и необходимым условием общественного существования человека.
Развиваясь, ребенок активно усваивает социальный опыт. Потребность
общения со взрослым возникает у ребенка уже с первых дней в ситуации
контакта, направленного на удовлетворение биологических потребностей (в
Публикация «Навыки общения взрослых с детьми» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
тепле, пище и т. п.). Но если эта потребность в достаточной мере
удовлетворяется, она вскоре теряет центральное значение, уступая место
потребностям в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.
По мере того, как формируются новые потребности, складывается первый
вид ведущей деятельности – общение со взрослым, которое в начале имеет
непосредственно – эмоциональный характер. В ранний период жизни ребенок, не владея знаниями сущности вещей и
отношений, чутко реагирует на отношение взрослого ко всему окружающему.
Не зная многого, маленький ребенок определяет по выражению лица
взрослого происходящее, поступки окружающих, отношение воспитателя или родителей к его поведению. Ребенок способен реагировать не
только на слова взрослого «можно», «нельзя», но и на слово «нужно».
Выражение лица взрослого является для него фактором, определяющим его
отношение к происходящему, выбор действий. Особую роль начинает играть целенаправленные обучения ребенка на
занятиях. Общение взрослого с ребенком на занятиях подчинено
определенным задачам в выполнении программных требований, что и
обеспечивает его и развивающее воздействие. Воспитатель в процессе
общения с ребенком развивает познавательную активность малыша, ставит
его в ситуацию активных действий, посильной самостоятельности,
побуждает к целенаправленности в достижении конкретного результата.
Важно учитывать, что процесс выполнения и результат действия
эмоционально переживается ребенком.
Часто самые светлые воспоминания детства – игры. Но игра это не только развлечение, вызывающее массу положительных эмоций, игра – это умение весело и непринужденно учится. Учится видеть и понимать мир вокруг, учится общаться со взрослыми и детьми, учится говорить и что-то делать, учится мыслить, творить.
В настоящей игре всегда присутствует одушевленные предметы,
одухотворение природы – это приходит к ребенку от взрослых. Игра
приходит в мир ребенка от любящих родителей. Познание мира предметов,
их свойства преобразований продолжается всю жизнь. В раннем детстве у
малыша есть время не спеша изучить предметы быта, насладиться игрой с
игрушками. С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок практически
познает мир: как они действуют с предметами, как относятся к животным,
друг другу, как проявляют заботу и внимание. Чтобы обогатить игру ребенка, необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к постоянному участию во всех домашних делах, читать и рассказывать ему сказки, рассказы, стихи, рассматривать вместе с ним картины, слушать музыку.
Малыш играет в то, что его по-настоящему заинтересовало, удивило,
обрадовало. С возрастом увеличивается возможность детей отражать в игре разные события: поездку на море, поход в лес, строительство дома и т. д. Дошкольник, самостоятельно играя с игрушками, любит, что бы
при этом присутствовали взрослые : ему уютно, он чувствует не только
защищенность, но и внутреннюю поддержку. Возникает эмоциональный
комфорт, нужный не только ребенку, но и взрослому.
В семьях, где царят доверие друг к другу, внимание, это проявляется в
поведении, выразительности речи взрослых. Дети из таких семей легче
вступают в деловой и игровой контакт с товарищами, любят совместные
игры, в игру вносят шутку, юмор, избегают конфликтов, легко идут на
компромисс, не унижая себя и других.
Игра – хороший помощник взрослым в воспитании детей.
Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими
требованиями – вот факторы, позволяющие воспитывать ребенка и сердцем и
разумом.