Галина Владимировна Чикунова
Конспект образовательной деятельности «Наши умные помощники»
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим
и экспериментированию для детей 4-5 лет.
Тема: «Наши умные помощники».
Программное содержание: Образовательные задачи- формировать представления детей о предметах бытовой техники, ее назначении, как облегчает труд человека. Расширять представления о том, что такое «электричество», где оно «живет» и как помогает человеку. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Наши умные помощники“» размещена в разделах
Развивающие задачи – развивать любознательность, стремление к поисково- познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность.
Воспитательные задачи – воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать радость открытий, полученных от опытов.
Активизация речи: электричество, электроприборы, электрик.
Материал: игрушечные приборы бытовой техники для мини-музея, карточки «Правила пользования электроприборами», дидактические игры «Сложи картинку», «Что лишнее», пластмассовые палочки, кусочки шерстяной или шелковой ткани, бумажные бабочки на каждого ребенка, кот Федот (игрушка, ребенок или взрослый).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Бытовая техника», использование игрушечных бытовых приборов в сюжетных и творческих играх, загадывание загадок и чтение произведений детских писателей, наблюдение за работой повара, прачки на экскурсиях, рисование и лепка самых нужных и важных в жизни человека электроприборов, настольные игры «Пазлы», «Собери из частей», «Вещи, окружающие нас».
План занятия.
Вступительная часть (объявление темы детям, приглашение на экскурсию в мини- музей «Наши умные помощники», отгадывание загадок об электроприборах, электричестве).
Основная часть.
• Беседа «Электроприборы есть повсюду».
• Игра малой подвижности «Техника – помощница у меня дома».
• Загадка об электрическом токе.
• Рассказ педагога об электричестве.
• Дидактическая игра «Сложи картинку».
• Приглашение детей в лабораторию. Проведение опыта «Неопасное электричество».
• Путешествие в сказку (встреча с котом Федотом, изучение «Правил пользования электроприборами»
Заключительная часть. Анализ занятия (впечатления детей, что интересного узнали, что больше всего запомнилось в путешествии).
Ход занятия.
Вос-ль: Ребята, я приглашаю вас скорей со мной отправиться в музей! Что ждет вас, все увидите вы сами!
(дети подходят к подготовленной экспозиции «Наши умные помощники»).
О, сколько здесь полезных предметов! Как их можно назвать?
Дети: приборы, полезные вещи, электроприборы.
Вос-ль: Каждый электроприбор имеет свое название. Давайте узнаем о них из загадок.
1 реб. : Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу (пылесос)
2 реб. : Это что за пароход, ходит взад и вперед
На рубашке и простынке расправляет все морщинки (утюг)
Вос-ль: Летом папа нам привез в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой дома летом и зимой.
Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (холодильник)
Электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники, помогают нам в любом деле. Постирать белье поможет (стиральная машина). Для чего необходим холодильник? Какая польза от телевизора? Какой электроприбор поможет быстро разогреть обед, разморозить мясо? Да, без таких умных помощников человеку было бы трудно. А у вас дома есть электроприборы?
Дети: есть, разные.
Вос-ль: Это мы сейчас узнаем в игре «Техника – помощница у меня дома». В круг скорей вставайте – приборы называйте! Поможет нам правильно назвать электроприборы вот эта волшебная палочка.
(дети передают палочку друг другу называя приборы бытовой техники поочередно)
Вос-ль: К дальним селам, городам
Что бежит по проводам?
Светлое Величество!
Это. (электричество).
Совершенно верно! Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие крошки-электрончики.
Для того, чтобы приборы работали, они должны быть исправными. У меня есть приборы, которым требуется ремонт. Вы поможете мне их починить? Тогда сложите картинку из частей! И все будет в порядке!
(проводится дидактическая игра «Сложи картинку»).
Вос-ль: Ребята, кто сможет починить электроприборы дома?
Дети: папа, дедушка, мастер, электрик-наладчик.
Вос-ль: Как вы думаете, каким бывает электричество для человека - опасным или безопасным.
Дети: Опасно! Но оно нам помогает.
Вос-ль: Вы правильно мыслите. Есть электричество неопасное, тихое и незаметное. Оно живет повсюду, само по себе. Но стоит его только поймать, с ним можно даже поиграть!
Хотите поиграть с электричеством?
Дети: Очень хотим, но мы боимся!
Вос-ль: Сейчас я научу вас ловить электричество при помощи обычных пластмассовых палочек. Возьмите палочки и прикоснитесь к бумажным предметам (бабочкам). Что вы видите?
Дети: Бабочки лежат спокойно.
Вос-ль: Натрите палочку о кусочек шерстяной ткани, а затем осторожно поднесите палочку к бабочке. Что случилось?
Дети: Бабочка прилипла к палочке.
Вос-ль: Как здорово! Что поднимает бабочек?
Дети: Ветер, палочка.
Вос-ль: Палочки стали электрическими и бабочки к ним прилипли, притянулись. Как палочки стали электрическими?
Дети: Мы их терли, терли!
Вос-ль: Электричество живет не только в проводах, но и в одежде и в волосах.
Поспешим на ковер- самолет. Интересная сказка нас ждет!
(звучит музыка, дети садятся на ковер, имитируя движения).
Вос-ль: Что это за избушка стоит в лесу густом?
Кто в ней живет, узнаем
Не Петя ли с Котом?
(дети стучат, выходит Кот Федот)
Дети: Что ты кот Федот не весел, что ты голову повесил? Случилось чего?
Кот: Петушок когда уходил
Много разных дел мне поручил!
Вот теперь варю и стираю
К приходу Пети совсем не успеваю!
Поработать я не прочь.
Вы мне можете помочь?
Вос-ль: Помогут тебе не только дети, но и наши электроприборы. Ребята, объясните коту, что здесь лишнее?
(раздает картинки и карточки для дидактической игры «Что лишнее?»)
Вос-ль: Вот какие есть приборы- помощники, но с ними нужно правильно обращаться
Давайте-ка все вместе вспомним эти правила(«Правила пользования электроприборами»)
1. Не включайте не исправле6ные электроприборы.
Если вдруг прибор сломался,
Шнур в руке твоей остался.
Ты прибор тот отложи,
Маме с папой покажи!
2. Никогда не трогайте провода и электроприборы мокрыми руками.
3. Не вынимайте вилку из розетки, дергая за шнур.
4. Никогда не суй в розетку посторонние предметы.
Будь с розеткой осторожен!
С ней не должен ты играть.
Шпильку, гвоздь, туда совать –
Дело кончится бедой: ток в розетке очень злой!
5. Если почувствовали запах горелой резины или заметили проскочившую искру в розетке, сразу скажи об этом взрослым!
Если вдруг искрит розетка,
Или слышен странный треск,
Ты скажи об этом взрослым –
Сам, пожалуйста, не лезь.
6. Не оставляй включенным утюг, чайник и другие электроприборы. И постоянно напоминай об этом взрослым!
Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли вык5лючил, проверь!
Вос-ль: Вот так-то! И нам пора домой.
(дети садятся на «Ковер-самолет» и улетают в детский сад)
Вос-ль: Вот мы и дома. Наш родной детский сад встречает весело ребят! Понравились вам наши путешествия? Что запомнилось больше всего? Что вы нового узнали? О чем обязательно будете напоминать взрослым? Почему необходимо знать и выполнять «Правила безопасности»?