Голубчикова Елена
Занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Насекомые в природе родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательной деятельности
«Насекомые в природе родного края»
В старшей группе
Цель: Сформировать представления детей о многообразии насекомых в родном крае.
Задачи:
Образовательная: Знакомить детей с насекомыми родного края, их приспособленность к условиям жизни. Учить классифицировать насекомых.
Публикация «Занятие по познавательной деятельности в старшей группе „Насекомые в природе родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающия : Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, воображению.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства.
Словарная работа: насекомые, стрекот, место обитание, зазубринки.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, рассказ проблемы, классификация, рассматривание, игра, моделирование, исследовательская деятельность,мимика.
Оборудование: картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу, у водоема, клубочек для игры, модель «кузнечик в траве», набор геометрических фигур для игры, запись музыка Римского-Корсыкова «Сказка о царе Салтане, полет шлеля, комора».
Предварительная работа: рассматривание на прогулке насекомых, чтение стихов и рассказов о них.
Постановка проблемы
Дети садятся в кружок с педагогом. В середине карточки с насекомыми.
Воспитатель:-«Дети, эти карточки из волшебной страны, чтобы узнать и назвать страну, нужно отгадать загадку и найти карточку-ответ.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка, выставляется карточка)
Погляди на молодцов.
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки
Без работы хоть убей,
Жить не может…
(Муравей, выставляется карточка)
Черен, а не ворон,
Роет, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук, выставляется карточка)
С ветки на тропинку,
С тропинки на былинку,
Прыгает пружинка
Зелененькая спинка.
(Кузнечик, выставляется карточка)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела, выставляется карточка)
Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет.
(паук, выставляется карточка)
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит, кричит,
Сядет- молчит.
(комар, выставляется карточка).
- Дети, внимательно рассмотрите всех насекомых, сравните их и найдите пару. Объясните, по какому признаку вы их объединили (классифицировали). Внешнее строение (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, места обитания (наземные, водные, способ передвижения (летающие, ползущие, плавающие, прыгающие). О ком были загадки? Как одним словом можно назвать всех существ? (Насекомые)
А фантастическую страну «Насекомия». А кто, по вашему, здесь лишний? А почему паук?
Основная часть.
Показ насекомых в банке.
Воспитатель: -«Дети, внимательно рассмотрите насекомое (цвет, голова, глаза, усики, тело, крылья, ноги- сколько их). Где можно найти таких насекомых? Чем они питаются?
Игра «Кто где живет?»
Ход игры: Предложить детям выбрать карточку с изображением насекомых и поместить ее на ту карточку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.
Воспитатель:-«Как приспособились насекомые к жизни в этой среде. Как защищаются от врагов.
Демонстрация модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве. Картон разукрашен зеленым и черным цветом (пополам, вдоль разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком, если подвинуть рычаг к зеленому цвету, то кузнечик не заметен, если же в черный половине – его хорошо видно.
Воспитатель:-«Дети, а знаете ли вы, почему о кузнечики говорят «пиликает на скрипке»? Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот.
Воспитатель обращает внимание на картинку с изображением божей коровки.
-«Почему божьих коровок так называют? Коровками называют, потому что они могут выделять «молочко», правда не белое, а оранжевое, конечно, на самом деле это не «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущее. Из- за нее не едят «коровок» ни птицы, ни ящерицы. А какую пользу приносят божьи коровки? (поедают тлю).
-А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью коровки летят на зимовку туда, где теплее. А весной и вначале лета возвращаются обратно словно они не жуки, а перелетные птицы. Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, под комками, в коре дерева, прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднею траву, можно сжечь и насекомых. Дети, а чтобы узнать с кем «дружит» муравей в лесу, давайте поиграем еще.
Экология. Игра «С кем дружит муравей».
Педагог берет себе табличку, где нарисован муравей, а детям предлагает таблички обитателей леса, дети располагаются по кругу.
Воспитатель: - «Я буду задавать вопрос, и к кому клубочек подкатится, тот и отвечает.
Наблюдательные люди давно заметили, что возле муравейника особенно густо растут травы, часто они обступают жилища этих насекомых плотным кольцом. Дело в том, что у твердых семян некоторых растений имеются сочные и вкусные выросты- лакомая пища, муравьи ее обожают, а семена оставляют вокруг муравейника, где они и прорастают.
Воспитатель бросает клубок подснежнику, медунице, фиалке и задает вопросы:
-«Как посеяли вас муравьи?» (дети рассказывают).
Вывод делают дети: больше муравьев больше травянистых растений. Аналогично рассматриваю связь с птицами.
Вывод (делают дети) : Больше муравьев больше питания птицам. Больше птиц меньше вредителей.
Физ. минутка. «Изобрази насекомое».
Воспитатель предлагает детям с помощью пластики и мимики изобразить способы передвижения различных насекомых (в это время звучит музыка Римского-Корсыкова «Полет шмеля, мухи, комара».