Маргарита Сафонова
Нарушение элементарных математических представлений у дошкольников. Взгляд логопеда
В своей работе я часто сталкиваюсь с вопросом от родителей: зачем логопеду математика? Ведь логопедия занимается только нарушениями ре-чи. Но, к сожалению, множественные нарушения речи находят отклик даже в этой сфере точных терминов и представлений. Мозг человека ин-тересная штука, и если где-то что-то в нём не «щёлкнуло» в своё время, значит, скорее всего, не «отщёлкнется» в другом место.
Публикация «Нарушение элементарных математических представлений у дошкольников, Взгляд логопеда» размещена в разделах
Так что такое Элементарные Математические Представления (ЭМП?
Речь о формировании первоначальных математических представлений, может идти после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому времени у ребенка уже накоплен сенсорный опыт различения предметов, способы практических действий с предметами разной формы, величины, ко-личества, и достаточный словарный запас для их обозначения. Все это по-зволяет переводить малыша на ступень овладения и понимания более точ-ной математической терминологии. Кроме того, развитие элементарных математических представлений можно рассматривать не только как подго-товительный этап к дальнейшему изучению математики, но и как способ обогащения сенсорного опыта и способов практических действий с пред-метами.
К элементарным математическим понятиям относятся :
• распознавание величины предметов и сравнение этих величин;
• овладение счетом;
• развитие представлений о пространственных отношениях;
• знакомство с геометрическими фигурами;
• развитие представлений о времени;
• измерение и некоторые меры;
• доли;
• сравнение предметов;
Какие Нарушения ЭМП у детей дошкольного возраста выявляются? Как это влияет на общение ребёнка в жизни?
• нарушение возрастных понятий (запомнить, определить свой возраст, возраст своих близких, кто старше, моложе, младше);
• расстройство системы счисления (не понимание предшествующего и последующего числа; не понимание что после 4 лет будет 5, а в школу пойду через год, когда будет 7, если сейчас мне 6)
• нарушение конструктивного праксиса (игра «Почтовый ящик» - это не умение попасть фигурой в нужную прорезь, в дальнейшем это за-трудняет жизненные возможности положить нужную вещь в нужное по размеру место, определить верные габариты предмета с простран-ством и многое другое);
• нарушение записи математических знаков и геометрических фигур (эта область само собой затрагивает общую способность к обучению по математике и не только);
• неумение выполнять математические операции (провоцирует в дальнейшем к социальной дезадаптации и самообслуживании в таких простых местах, как магазин или, например аптека, а также в возможности приготовить себе поесть, ведь там нужны приёмы с из-мерением, вычитанием, и т. д);
• нарушения ориентировки в пространстве, времени;
• нарушено логическое мышление;
• нарушение понимания числа (осознание того, что 2 – это 1 предмет и ещё 1 предмет);
• нарушение вербальной стороны личности с отягощающими послед-ствиями её формирования, как цельной (вот и речь без математики, как оказалось не та);
Последствия нарушений ЭМП
Выявление и отсутствии профилактики нарушений из прошлого списка может повлечь за собой более тяжёлое и трудное к коррекции – дискальку-лию.
Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изуче-нию и пониманию арифметических операций, а также в непонимании по-нятия «число», и неумении оперировать цифрами и числами.
Человек не может корректно определять время, запоминать даты, но-мера телефонов, что ведёт снижению социализации индивида в обществе. Неспособность производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования приобрести достойную профессию. Возможно развитие асоциального пове-дения.
Профилактика дискалькулии
• формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи;
• формирование понимания слов (математических терминов, обозна-чающих математические понятия;
• формирование умение пользоваться математической терминологией;
• формирование пространственного восприятия;
• развитие зрительной и слуховой памяти;
• развитие лексического строя речи;
• развитие слухового восприятия;
• формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.
Из вышеперечисленного видно, что без речи никак не сформировать эти вроде бы элементарные, но для кого-то нет, математические понятия. К счастью профилактикой могут заниматься люди не только коррекционной профессиональной деятельности, а также родители, в чём им помогут дав-но придуманные и часто используемые педагогами игры.
Игры для исправления нарушений ЭМП
«4 лишний» - определить лишний предмет в ряду из 4, почему именно такое количество, потому что в дошкольном возрасте, дети редко могут удерживать в кратковременной памяти больше 4 слов, предметов.
«Лабиринты» - запутанные дорожки, которые могут вывести персонажа из туннеля или помогут выяснить связь одного предмета с другим, напри-мер какие подарки Дед Мороз подарил сказочным героям.
На определение времён суток – часто дети с нарушениями речи не мо-гут определить, что сейчас день или утро, в этом помогает режим дня и со-ответствующие ему ритуалы.
Игры на определение времени года, для этого хорошо использовать на-глядный календарь
Игры с перепутанным порядком чисел, где нужно найти ошибку. Гра-фические диктанты, как ничто другое учит ориентироваться не только в клетках, но вообще в тетради и умение держать своё поле зрения.
«Найди отличия», «Найди пару» - схожие по главной цели: найти схожее или наоборот не похожее.
«Определи чей след», «Большой, средний, маленький» - учат простран-ственному мышлению в маленьких пропорциях.
«Зашифрованные рисунки», «Почтовый ящик», «Найди тень», - а это как раз на нахождение фигуры, формы, знакомых элементов.
А самое главное помнить, что цель формирование ЭМП - то не сделать из детей великих математиков, а научить их пользоваться этими понятиями в жизни, для формирования полноценной развитой личности, готовой к жизни в большом социуме.