Получи документы

Нарушение элементарных математических представлений у дошкольников. Взгляд логопеда

Маргарита Сафонова
Нарушение элементарных математических представлений у дошкольников. Взгляд логопеда

В своей работе я часто сталкиваюсь с вопросом от родителей: зачем логопеду математика? Ведь логопедия занимается только нарушениями ре-чи. Но, к сожалению, множественные нарушения речи находят отклик даже в этой сфере точных терминов и представлений. Мозг человека ин-тересная штука, и если где-то что-то в нём не «щёлкнуло» в своё время, значит, скорее всего, не «отщёлкнется» в другом место.

Публикация «Нарушение элементарных математических представлений у дошкольников, Взгляд логопеда» размещена в разделах

Так что такое Элементарные Математические Представления (ЭМП?

Речь о формировании первоначальных математических представлений, может идти после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому времени у ребенка уже накоплен сенсорный опыт различения предметов, способы практических действий с предметами разной формы, величины, ко-личества, и достаточный словарный запас для их обозначения. Все это по-зволяет переводить малыша на ступень овладения и понимания более точ-ной математической терминологии. Кроме того, развитие элементарных математических представлений можно рассматривать не только как подго-товительный этап к дальнейшему изучению математики, но и как способ обогащения сенсорного опыта и способов практических действий с пред-метами.

К элементарным математическим понятиям относятся :

• распознавание величины предметов и сравнение этих величин;

• овладение счетом;

• развитие представлений о пространственных отношениях;

• знакомство с геометрическими фигурами;

• развитие представлений о времени;

• измерение и некоторые меры;

• доли;

• сравнение предметов;

Какие Нарушения ЭМП у детей дошкольного возраста выявляются? Как это влияет на общение ребёнка в жизни?

нарушение возрастных понятий (запомнить, определить свой возраст, возраст своих близких, кто старше, моложе, младше);

• расстройство системы счисления (не понимание предшествующего и последующего числа; не понимание что после 4 лет будет 5, а в школу пойду через год, когда будет 7, если сейчас мне 6)

нарушение конструктивного праксиса (игра «Почтовый ящик» - это не умение попасть фигурой в нужную прорезь, в дальнейшем это за-трудняет жизненные возможности положить нужную вещь в нужное по размеру место, определить верные габариты предмета с простран-ством и многое другое);

нарушение записи математических знаков и геометрических фигур (эта область само собой затрагивает общую способность к обучению по математике и не только);

• неумение выполнять математические операции (провоцирует в дальнейшем к социальной дезадаптации и самообслуживании в таких простых местах, как магазин или, например аптека, а также в возможности приготовить себе поесть, ведь там нужны приёмы с из-мерением, вычитанием, и т. д);

нарушения ориентировки в пространстве, времени;

нарушено логическое мышление;

нарушение понимания числа (осознание того, что 2 – это 1 предмет и ещё 1 предмет);

нарушение вербальной стороны личности с отягощающими послед-ствиями её формирования, как цельной (вот и речь без математики, как оказалось не та);

Последствия нарушений ЭМП

Выявление и отсутствии профилактики нарушений из прошлого списка может повлечь за собой более тяжёлое и трудное к коррекции – дискальку-лию.

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изуче-нию и пониманию арифметических операций, а также в непонимании по-нятия «число», и неумении оперировать цифрами и числами.

Человек не может корректно определять время, запоминать даты, но-мера телефонов, что ведёт снижению социализации индивида в обществе. Неспособность производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования приобрести достойную профессию. Возможно развитие асоциального пове-дения.

Профилактика дискалькулии

• формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи;

• формирование понимания слов (математических терминов, обозна-чающих математические понятия;

• формирование умение пользоваться математической терминологией;

• формирование пространственного восприятия;

• развитие зрительной и слуховой памяти;

• развитие лексического строя речи;

• развитие слухового восприятия;

• формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Из вышеперечисленного видно, что без речи никак не сформировать эти вроде бы элементарные, но для кого-то нет, математические понятия. К счастью профилактикой могут заниматься люди не только коррекционной профессиональной деятельности, а также родители, в чём им помогут дав-но придуманные и часто используемые педагогами игры.

Игры для исправления нарушений ЭМП

«4 лишний» - определить лишний предмет в ряду из 4, почему именно такое количество, потому что в дошкольном возрасте, дети редко могут удерживать в кратковременной памяти больше 4 слов, предметов.

«Лабиринты» - запутанные дорожки, которые могут вывести персонажа из туннеля или помогут выяснить связь одного предмета с другим, напри-мер какие подарки Дед Мороз подарил сказочным героям.

На определение времён суток – часто дети с нарушениями речи не мо-гут определить, что сейчас день или утро, в этом помогает режим дня и со-ответствующие ему ритуалы.

Игры на определение времени года, для этого хорошо использовать на-глядный календарь

Игры с перепутанным порядком чисел, где нужно найти ошибку. Гра-фические диктанты, как ничто другое учит ориентироваться не только в клетках, но вообще в тетради и умение держать своё поле зрения.

«Найди отличия», «Найди пару» - схожие по главной цели: найти схожее или наоборот не похожее.

«Определи чей след», «Большой, средний, маленький» - учат простран-ственному мышлению в маленьких пропорциях.

«Зашифрованные рисунки», «Почтовый ящик», «Найди тень», - а это как раз на нахождение фигуры, формы, знакомых элементов.

А самое главное помнить, что цель формирование ЭМП - то не сделать из детей великих математиков, а научить их пользоваться этими понятиями в жизни, для формирования полноценной развитой личности, готовой к жизни в большом социуме.

Прикреплённые файлы:

narushenija-fyemp_q94sr.ppt | 351,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Математика — это интересно или трудно?» Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Доклад: "Математика - это интересно или трудно?" Г. Приморско - Ахтарск Краснодарский край. Подготовила педагог подготовительной группы.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников через макетирование Формирование элементарных математических представлений дошкольников через макетирование. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение.

Презентация «Использование ИКТ при формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников» Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот.

Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников Развивающая предметная среда - это совокупность культурных, социальных, природных предметных средств, удовлетворяющих потребности развития.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников среднего возраста. Количество и счёт.

Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки Методическая разработка «Музыка и математика» Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки.

Развитие элементарных математических представлений и логического мышления у дошкольниковРазвитие элементарных математических представлений и логического мышления у дошкольников В нашем дошкольном учреждении прошла неделя посвященная развитию элементарных математических представлений; развитию логического мышления.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Актуальность: Огромную роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушение элементарных математических представлений у дошкольников. Взгляд логопеда
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 20:36
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушение элементарных математических представлений у дошкольников. Взгляд логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Сафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД