Панова Ксения Игоревна
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать)
Группа: старшая
Сроки: 2017-2018 учебный год
Ожидаемые результаты:
У детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
У воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1. Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. :ВАКО, 2005 г. — 208 с
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. Н. П. Холина «Игралочка».
9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
10. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2. Перспективный план работы на 2018- 2019 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала.
- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год
3. Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Работа с детьми.
Сроки Содержание работы Использование д/игр
Сентябрь Мониторинг начальных знаний об элементарных Дидактические игры на
октябрь математических представлениях. усвоение понятия «цвета» :
«Сделаем кукле бусы»,
«Цветная вода», «Цветные
палочки».
ноябрь Объединение предметов в группу по цвету, форме, «Найди пару», «Разложи по
размеру. коробочкам».
декабрь Выделение части группы. Нахождение «лишних» д/игра «Что лишнее?», «Что
предметов. изменилось?»
январь Знакомство с понятиями «один», «много». Дидактические игры по
развитию количественных
представлений : «В лес за
грибами», «Малина для
медвежат», «Угости зайчат».
февраль Сравнение групп предметов по количеству Дидактические игры по
(столько же, больше, меньше). развитию равенства на
основе сопоставления двух
групп предметов : «Угостим
белочек грибочками»,
«Жучки на листиках»,
«Бабочки и цветы».
март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, Дидактические игры:
формирование умения соотносить цифру с «Подбери дорожки к
количеством. домикам», «Почини
Формирование представлений о непосредственном коврик», «Мостики для
сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – зайчат», «Подбери дорожки
короче, шире – уже, выше – ниже). к домикам».
апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг и Дидактические игры:
шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, «Геометрическое лото»,
овал. «Разложи фигурки по
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, домикам», «Катится – не
формирование умения соотносить цифру с катится», «Найди пару по
количеством. форме».
май Формирование пространственных представлений : Дидактические игры на
на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи- расположение в
внутри, за-перед и др. пространстве: «Возьми
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. игрушку», «Магазин
Сравнение предыдущего и последующего чисел. игрушек».
Дидактические игры на
умение соотносить цифры с
количеством: «Следопыты»,
«Строители», «Магазин
Игрушек».
Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и В течение года
демонстрационного материала.
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей. В течение года
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль Ноябрь
дидактических игр в воспитании детей дошкольного
возраста».
4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» март
5. Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» Февраль
6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
7. Оформление центра «Занимательная математика» В течение года
8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей
9. Проведение открытого занятия по ФЭМП Апрель
10. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов» В течении года
Работа с педагогами
• Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
• Проведение открытого занятия для родителей по ФЭМП
4. Заключительный этап
Подготовить отчет по теме самообразования