Елена Сергеевна Гидаятова
Формирование элементарных математических представлений дошкольников через макетирование
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений дошкольников через макетирование.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через макетирование» размещена в разделах
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой- дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах.
В своей работе делаю акцент на формирование элементарных математических представлений у детей. Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников - это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.
Какие формы и методы в формировании математических представлений у дошкольников будут эффективны, заинтересуют детей?
Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов, моё внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи. Работа с макетом интересна и необычна, это способствует развитию познавательного интереса. В процессе работы с макетом дети увлечены, заинтересованы, менее утомляются.
Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать элементарные математические представления, познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности. Работа с макетом интересна и продуктивна как индивидуально, закрепляя знания, так и подгруппами на занятиях с подачей нового материала.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Использование макетов отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
Эмоциональная отзывчивость
Любознательность
Активность
Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, закрепляют цвет, форму, счёт; сравнивают по ширине, высоте, по количеству.
Классификация макетов.
По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Например, на макете «Сельский двор» знакомлю младших дошкольников с такими понятиями как «Один- много», «Выше- ниже», «Уже- шире»; макет «Кукольная комната» - это ориентировка в пространстве, форма, цвет, счёт; макет «Огород» позволяет сравнивать по количеству, знакомить с составом числа.
Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
На макете «Улица» мы считаем этажи, закрепляем цвет, форму, сравнивает по количеству, «Выше - ниже», «Короче- длиннее» (измерить заданной меркой)
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной работы. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе работы с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы, закрепляем счёт, сравниваем по величине, формы.
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
Макет может быть :
• Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
• Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
• Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
• Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.
Требования к макетам : они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора; должны быть эстетически оформлены.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: знакомство с математическими представлениями; закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации); развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; умения работать в коллективе.
Этапы работы по созданию макета :
Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов.
Работа с макетом. Работа с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления и практической значимости для ребёнка.