Татьяна Масленцева
Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольников.
Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника.
Цель: эффективность влияния игры - драматизации на успешность речевого развития детей.
Задачи:
1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
2. Пополнять словарный запас детей.
Публикация «Речевое развитие дошкольников, Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
4. Развивать дикцию.
5. Воспитывать артистические качества.
6. Учить импровизировать игры – драматизации.
7. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра – драматизация помогает создать такие ситуации, в которых, даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.
В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.
Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
- Способствует самопознанию и самовыражению личности;
- Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности;
- Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка :
- Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию);
- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь;
- Совершенствует артикуляционный аппарат.
Использование игры - драматизации в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении условий.
Условия необходимые для формирования выразительности речи с помощью игры-драматизации.
- Единство социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития деятельности;
- Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- Совместного участия в данном процессе детей и педагогов (родителей).
Основными методами работы по организации игр – драматизаций
с целью развития речи детей являются :
- Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов)
- Метод творческой беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога)
- Метод ассоциаций (воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Основные принципы организации игры – драматизации :
- Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры - драматизации с разными видами деятельности.
- Принцип импровизации рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, наличие своей точки зрения, стремление к оригинальности и самовыражению.
Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.
Видами игры - драматизации являются
- Имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- Ролевые диалоги на основе текста; основных эмоций человека;
- Инсценировки произведений;
- Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки (по текстам стихов и прибауток).
Игры – драматизации - прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.