Ольга Бальжимаева
Народные игры, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
«Народные игры как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Бальжимаева Ольга Галсановна, старший воспитатель МДОУ «Гунэйский детский сад «Улаалзай», село Гунэй Агинский район Забайкальский край
Публикация «Народные игры, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Доступность и выразительность национальных игр активирует мыслительную деятельность ребёнка, способствует расширению представлений о культурном наследии своего народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к национальным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада.
Проект способствует развитию социально-коммуникативных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания. Народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.
Однако в наше время и родители, и педагоги уделяют недостаточно внимания использованию народных игр в образовательном процессе. Наблюдение показало, что дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса. На прогулке воспитатели организуют такие игры от случая к случаю. В большинство народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.
Данный проект важен и необходим ещё и потому, что народные игры — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, ребенок наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Играя, он овладевает новыми знаниями, умениями, учится общаться с другими людьми. Таким образом, мы создали условия благоприятные для воспитания и развития детей посредством народных игр и вовлечения детей в игровую деятельность.
Село Гунэй – одно из многонациональных сел Забайкальского края. В нашем селе живут буряты, русские, тувинцы и другие представители разных национальностей. Буряты составляют 71% (724 чел., русские – 24,6% (250 чел., тувинцы – 0,6% (6 чел.) и другие национальности – 3,8% (39 чел.) от общего числа населения села Гунэй. Наш детский сад посещают буряты – 84,4% (38 детей, русские – 13,4% (6 детей, тувинцы – 2,2% (1 ребенок).
Цель: создание условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством народных игр.
Задачи:
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
• Привлечь родителей и педагогов в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр;
• Развивать социально-коммуникативные качества детей посредством народных игр.
Новизна проекта заключается в том, что в ходе исследования народных игр, в частности бурятских, русских и тувинских мы нашли много сходных игр, в которые играли наши бабушки.
Практическая значимость данного проекта состоит в том, что проект направлен на социально-коммуникативное и физическое развитие ребенка через приобщение его к истокам народной культуры. Благодаря проделанной работе дети научатся организовывать и поддерживать игры. Именно использование в воспитательном процессе игр разных народов позволяет заложить крепкий фундамент национального согласия. Реализовав данный проект мы подвигнем как детей, так и родителей поддерживать и сохранять уходящие традиции народной игры. Проект «Народные игры как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста» позволит сплотить родителей и детей, а также получить практические навыки развития у детей интереса к самому себе как субъекту национальной культуры, развития творческих способностей, раскрепощенности и уверенности в себе. Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения и представляет интересную область поиска и раскрытия мастерства и владения навыками народных игр для любого творчески мыслящего педагога.
Вид проекта: творческий
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Место реализации: МДОУ «Гунэйский детский сад «Улаалзай»
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Выявление проблемы, изучение литературы, разработка проекта.
2 этап – основной. Реализация проекта.
• Первоначальная диагностика детей.
• НОД, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечение с детьми.
• Анкетирование родителей.
• Семинар-практикум с воспитателями
• Встреча с фольклорным коллективом «Алтан Булаг»
• Мастер-класс, создание картотеки народных игр с родителями.
3 этап – заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных результатов. Выводы. Выпуск сборника национальных игр «Игры наших бабушек».
Предполагаемые результаты:
ребенок – толерантный, творчески активный, самостоятельный;
сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам воспитания и развития детей;
выпуск сборника национальных игр «Игры наших бабушек» (народные игры бурят, русских и тувинцев).
Подводя итог, следует сказать, что игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра – стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. В ходе исследования народных игр трех народов мы выявили, что у бурятского, русского и тувинского народов есть много схожих игр. Например, у бурятского народа есть игра «Тэбэг сохихо», эта же игра на тувинском – «Тевек Тээри», а у русского народа – «Зоска»; «Малгай нюулсаан» (бур. игра) – «Ак-ыяш» (Платочек) (тув. игра) – «Краски» (русс. игра). У бурятов – «Шагай наадан» - у тувинцев «Кажык» (игра в кости) : «Дурбэн бэрхэ» - «Дорт берге» (четыре трудности); «Шагай таалсаан» (бур. игра) - «Кажык – биле бодалажыры» (тув. игра); «Мори урилдаан» (бур. игра) – «Аът чарыштырары» (скачки) (тув. игра); «Алта нюуха» (бур. игра) – «Чинчи чажырары» (найти бусинку – тув. игра); «Согур Аза» (Слепой черт – тув. игра) – «Коршун и цыплятки» (русс. игра).