Папки-передвижки

«Народная игрушка». Конспект занятия по ознакомлению с художественной росписью

Филиппова нина
«Народная игрушка». Конспект занятия по ознакомлению с художественной росписью
▼ Скачать + Заказать документы

"Народная игрушка"

Цель: ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.

• Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи : точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, сеточку.

• Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.

Темочки:

• Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть.

• Воспитывать в детях умение любоваться гжельской росписью, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.

• Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.

Предварительная работа: беседа о народном творчестве, знакомство с промыслом Гжели, рассматривание иллюстраций, посуды, игрушек, изделий народных мастеров.

Материалы и оборудование: изделия гжельских мастеров (художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты, таблицы «Гжельская посуда», «Элементы гжельской росписи», краски гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Дети проходят и присаживаются на стульчики, которые стоят на ковре.

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе : «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся!»

И сегодня на занятии мы с вами познакомимся с мастерством гжельской росписи.

2. Основная часть.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений гжельских народных умельцев. Я приглашаю вас на выставку гжельских изделий.

Дети проходят к выставке.

Воспитатель: Посмотрите, какое разнообразие гжельской посуды! Мастера изготавливают изделия и для торжественных случаев и на каждый день. Вещи получаются на радость людям – красивые и веселые.

Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем нравятся?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Ответы детей.

Воспитатель: Все эти изделия называют: «Гжель, гжельскими».

Ребята, посмотрите внимательно, ничего не замечаете? Обратите внимание на эту тарелку, вроде бы и синий узор на ней, можно ли сказать что это гжель? А почему?

Ответы детей.

Правильно!

А теперь я расскажу вам быль. Что такое «быль»?

Ответы детей.

Воспитатель: Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Воспитатель: Понравилась вам быль о Гжели, дети?

Дети: Да.

Воспитатель: Гжельские узоры приятно рассматривать.

Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.

Чем отличается гжель? Да, прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской и все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, дети, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

Дети: Кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки.

Воспитатель: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?

Дети: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют синие и голубые цвета.

Воспитатель: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».

Есть авторы, которые глядя на гжельские узоры, пишут стихи. Послушайте, пожалуйста, одно из них:

В старом халате художник

Кисточку с краской берет,

По белоснежному фону

Нежно он ею ведет.

Вдруг появляется птица,

Синяя птица мечты,

Синяя сетка узоров -

Синие листья, цветы.

Смотришь на гжельское чудо -

Даже не веришь глазам!

Смело бери в руки кисти -

Станешь художником сам!

Мне бы очень хотелось, чтобы и вы сейчас на некоторое время тоже превратились в художников.

Но сначала мы с вами немного отдохнём.

Физкультурная минутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

(дети встают со стульчиков, поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(качают руками вправо-влево)

Наши синие цветы закрывают лепестки,

(соединяют руки над головой)

Тихо засыпают, головой качают.

(руки под щеку, затем качают головой)

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

(снова руки вверх и покружиться)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в творческую мастерскую.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Дети, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

У вас на столе стоит синяя. Посмотрите внимательно на узоры,художники здесь использовали не просто синий, они использовали разные оттенки синего цвета, и светлые и темнее.

Одним из главных элементов росписи является гжельская роза, художники обычно располагают ее в центре и вокруг прорисовывают узоры – полоски, завитки.

Посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу толстую кисть у железного наконечника, наклонно обмакиваю в синюю краску, лишнюю краску снимаю о край, или промакиваю о салфетку, и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, всей кисточкой. Так же рисую линии, обмакивая кисточку в краску, и не отрывая ее от бумаги, веду прямую линию.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии, можно взять другую кисть – тонкую и прорисовать тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

В центре тарелочки рисую гжельскую розу, добавляю завитки, точки, бордюрчики.

Вот такая у меня получилась тарелочка!

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.

Дети в воздухе рисуют элементы гжельской росписи.

Воспитатель: Будьте внимательны и аккуратны.

Но сначала, нужно приготовить наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Воспитатель: Ну вот, наши пальчики размялись, теперь можно приступить к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Дети, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!

С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

Было ли вам интересно?

Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Храбрый утенок» для детей 2–3 лет Тема. Рассказ “Храбрый утенок” Б. Житков. Цель: познакомить детей с содержанием рассказа Б. Житкова; приучать внимательно слушать относительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Народная игрушка». Конспект занятия по ознакомлению с художественной росписью
Опубликовано: 30 ноября 2024 в 08:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Народная игрушка». Конспект занятия по ознакомлению с художественной росписью» (включая файлы) размещена пользователем Филиппова нина (УИ 1538354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД