Татьяна Воробьева
Конспект ООД «Наряды и узоры народов Башкортостана»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход ООД:
Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас, в Башкортостане отмечается один из самых ярких и красивых праздников – День национального костюма. Сегодня мы поговорим и рассмотрим костюмы народов, проживающих на территории нашей республики, поговорим, конечно, и о башкирском национальном костюме. Но для начала я задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:
1. Что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Муз. рук: Молодцы, ребята, хороший ответ.
2. В какой республике мы живем?
Публикация «Конспект ООД „Наряды и узоры народов Башкортостана“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Муз. рук: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
Какая у нас республика? (красивая, богатая, многонациональная, дружелюбна и т. д.).
Муз. рук: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.
Да, Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля.
Кто сможет сказать, какой город является столицей нашей республики? - Правильно, Уфа.
Ребята, наша республика занимает большую территорию. Живут здесь народы разной национальности.
Назовите, ребята, какие национальности проживают среди нас? (башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, немцы и т. д.).
Муз. рук: Как мы знаем у каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы, и, конечно, игры.
Я сейчас предлагаю вам поиграть в башкирскую народную хороводную игру : «Юрта».
Муз. рук: Кто сможет напомнить правила игры? (делятся на юрты - платки, под музыку передвигаются танцевальными движениями вокруг платков, как только музыка заканчивается, берутся за концы своего платка - юрты и поднимают его над головой, образовав, таким образом, крышу, дом - нашу юрту). Проводится игра.
Музыкальный руководитель приглашает детей наряженных в национальные костюмы: башкирского, татарского, русского народов. Дети с помощью ведущего описывают одежду того или иного национального костюма.
Муз. рук: А теперь перейдем на основную тему нашего занятия «Национальный костюм башкир». Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурек из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили национальную обувь - ситек.
Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукрэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были брюки, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Женщины голову прикрывали головным женским убором, который назывался – кумьяулык (платок).
Муз. рук: сейчас вы увидите национальный башкирский костюм в танце. Его исполнит Миляуша Мавлитьяновна. Исполняется башкирский танец «Бурзяночка».
Муз. рук: Очень хочется продемонстрировать в танце и русский национальный народный костюм, который состоит из: кокошника – головного убора, рубашки и сарафана. Танец исполнит Екатерина Викторовна. Исполняется русский народный танец «Калинка».
Давайте поблагодарим наших воспитателей Миляушу Мавлитьяновну и Екатерину Викторовну за их яркие музыкальные номера, поаплодируем им.
Муз. рук: Ребята, с какими народными костюмами вы сегодня познакомились? (Ответы детей). Чем они вам понравились? Какие цвета и узоры присутствуют в башкирском национальном костюме? Что они означают? (Ответы детей).
Наше занятие, ребята, какому праздничному дню было посвящено? (Ответы детей). В завершении нашего занятия предлагаю провести дефиле народных костюмов.
Муз. рук: ребята, сегодня мы с вами много узнали и закрепили свои знания о нашей малой родине - Башкортостане, познакомились с народными костюмами. Наше занятие закончилось. Спасибо всем! Вы все молодцы!