Светлана Саватеева
Направленность деятельности педагога-психолога по развитию креативности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современных подходов к образованию, где делается акцент на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной.
В переводе с английского креативность обозначает - творить, создавать.
Публикация «Направленность деятельности педагога-психолога по развитию креативности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, П. Торренс. и др.) рассматривают креативность, как общую творческую способность, связанную с развитием воображения, фантазии, глубинным свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития креативности.
Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах,
совершенствуются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь и воображение, а так же активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы
тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и
логическое мышление.
Какие же должны быть предпосылки развития креативности?
- Наличие у ребенка образца – творческого человека или героя, которому он
мог бы подражать.
-Демократический стиль воспитания, разрешающий проявления
спонтанности и оригинальности.
- Высокий интеллект – без него креативности не бывает.
П. Торренс считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.
- богатый познавательный опыт как источник идей для экспериментирования.
Одним из важнейших факторов развития креативности детей является
создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Как же можно обнаружить креативность?
В дошкольном возрасте креативность корректнее всего можно обнаружить в
игре как ведущей деятельности, при отсутствии временного лимита, в условиях
введения в игру проблемной ситуации без очевидного решения.
О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения
у дошкольников относит :
1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы
одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
Иными словами, для дошкольников методом диагностики креативности,
вместо тестов, выступают наблюдение и эксперимент в естественных условиях.
Как проявляется креативность в детской игре?
- Использование игрушек-заменителей, умеренно напоминающих заменяемый
предмет (надеть кастрюлю как шляпу – креатив, а как перчатку – глупость).
- Стремление самостоятельно развивать игровой сюжет, создавая и разрешая
проблемные ситуации.
- Способность вживаться в исполняемую роль.
- Умение увидеть побочный – неожиданный – продукт своей деятельности.
(У доктора на бегу развивается халат? Тогда он будет летающим доктором, и
начнет летать на работу в Африку)
Как развивать креативность у дошкольников?
- Создаем благоприятные условия на основе формирования 4 предпосылок
креативности (образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный
опыт).
- Развиваем внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.
- Учим ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и
раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.
- Способствуем тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью
дошкольника.
- Создаем умеренно богатую развивающую среду : слишком бедная уменьшает
интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность,
так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что
снижает их привлекательность.
- Развиваем поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать
вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния
предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей
и продолжать поиск в бодрствовании духа.
Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной образовательной деятельности, а именно использовать:
- нетрадиционные техники художественно-эстетического развития;
- придумывание детьми собственных сказок и стихов;
- театральная деятельность;
- социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении
взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини-
праздника для младших детей);
- изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций;
- рефлексивные минутки и упражнения;
- интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и
обучение им.
- экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном,
материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.
Но, несмотря на огромное количество плюсов у развития креативности
имеются и «острые углы» :
- семейный культ, своеобразия гения, и/или нежелание ребенка следовать
принятым нормам поведения ввиду их субъективной бессмысленности и
ненадобности, что приводит к социальной дезадаптации.
- компенсационная креативность – уход ребенка из реального мира в
красочный воображаемый как крик малыша о помощи;
- высокая тревожность, эмоциональный накал и пресыщение как факторы,
сопровождающие высокий уровень креативности.
- перевес креативности над рефлексией и самоконтролем, превращающий ребенка в непоседливого хулигана.
В своем детском саду, я развиваю креативность в основном с помощью арттерапии, конечно же использую и другие методы.