Папки-передвижки

Направленность деятельности педагога-психолога по развитию креативности у детей дошкольного возраста

Светлана Саватеева
Направленность деятельности педагога-психолога по развитию креативности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях современных подходов к образованию, где делается акцент на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной.

В переводе с английского креативность обозначает - творить, создавать.

Публикация «Направленность деятельности педагога-психолога по развитию креативности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, П. Торренс. и др.) рассматривают креативность, как общую творческую способность, связанную с развитием воображения, фантазии, глубинным свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития креативности.

Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах,

совершенствуются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь и воображение, а так же активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы

тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и

логическое мышление.

Какие же должны быть предпосылки развития креативности?

- Наличие у ребенка образца – творческого человека или героя, которому он

мог бы подражать.

-Демократический стиль воспитания, разрешающий проявления

спонтанности и оригинальности.

- Высокий интеллект – без него креативности не бывает.

П. Торренс считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.

- богатый познавательный опыт как источник идей для экспериментирования.

Одним из важнейших факторов развития креативности детей является

создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Как же можно обнаружить креативность?

В дошкольном возрасте креативность корректнее всего можно обнаружить в

игре как ведущей деятельности, при отсутствии временного лимита, в условиях

введения в игру проблемной ситуации без очевидного решения.

О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения

у дошкольников относит :

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы

одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Иными словами, для дошкольников методом диагностики креативности,

вместо тестов, выступают наблюдение и эксперимент в естественных условиях.

Как проявляется креативность в детской игре?

- Использование игрушек-заменителей, умеренно напоминающих заменяемый

предмет (надеть кастрюлю как шляпу – креатив, а как перчатку – глупость).

- Стремление самостоятельно развивать игровой сюжет, создавая и разрешая

проблемные ситуации.

- Способность вживаться в исполняемую роль.

- Умение увидеть побочный – неожиданный – продукт своей деятельности.

(У доктора на бегу развивается халат? Тогда он будет летающим доктором, и

начнет летать на работу в Африку)

Как развивать креативность у дошкольников?

- Создаем благоприятные условия на основе формирования 4 предпосылок

креативности (образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный

опыт).

- Развиваем внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

- Учим ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и

раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

- Способствуем тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью

дошкольника.

- Создаем умеренно богатую развивающую среду : слишком бедная уменьшает

интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность,

так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что

снижает их привлекательность.

- Развиваем поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать

вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния

предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей

и продолжать поиск в бодрствовании духа.

Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной образовательной деятельности, а именно использовать:

- нетрадиционные техники художественно-эстетического развития;

- придумывание детьми собственных сказок и стихов;

- театральная деятельность;

- социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении

взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини-

праздника для младших детей);

- изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций;

- рефлексивные минутки и упражнения;

- интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и

обучение им.

- экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном,

материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.

Но, несмотря на огромное количество плюсов у развития креативности

имеются и «острые углы» :

- семейный культ, своеобразия гения, и/или нежелание ребенка следовать

принятым нормам поведения ввиду их субъективной бессмысленности и

ненадобности, что приводит к социальной дезадаптации.

- компенсационная креативность – уход ребенка из реального мира в

красочный воображаемый как крик малыша о помощи;

- высокая тревожность, эмоциональный накал и пресыщение как факторы,

сопровождающие высокий уровень креативности.

- перевес креативности над рефлексией и самоконтролем, превращающий ребенка в непоседливого хулигана.

В своем детском саду, я развиваю креативность в основном с помощью арттерапии, конечно же использую и другие методы.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака»Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака» .

Использование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возрастаИспользование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста В России впервые детский игровой «парашют» был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик»Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик» Конспект образовательной деятельности по коммуникации, социализации и продуктивной деятельности «Веселый колокольчик» (ранний возраст) группа.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направленность деятельности педагога-психолога по развитию креативности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 марта 2024 в 15:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направленность деятельности педагога-психолога по развитию креативности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Саватеева (УИ 91866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД