Ирина Жидких
Мнемотехника как способ развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Жидких Ирина Николаевна, воспитатель старшей группы МБДО д/с №50 высшее образование, первая квалификационная категория.
(из опыта работы)
«Мнемотехника, как способ развития речи детей дошкольного возраста»
Мнемотехника – искусство быстрее запоминать какие-либо образы. В ее состав входят различные методы и правила, позволяющие улучшить память ребенка. Благодаря этой технике можно без проблем организовать информацию, которая поступает в мозг человека, посредством ассоциативного изображения. Она развивает мышление, воображение, внимание, память, так как именно они развивают полноценно ребенка.
Публикация «Мнемотехника как способ развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехникой начинаю заниматься с 4 летнего возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается словарный запас. Использую мнемотаблицы с изображением отдельных образов.
Например: лисичка – рыжая, заяц летом – серый, зимой белый, ёлка зеленая и тому подобное.
Как элемент мнемотехники, я использую мнемотаблицу – это схема в которую заложена определенная информация. Их эффективно использовать при заучивании стихотворений, прессказов текста, составлению рассказов, отгадыванию и составлению загадок. Она способствует увеличению объема памяти путем образования искусственных ассоциаций.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи: развитие связанной и диалогической речи; развитие у детей умения с помощью моделирования понимать и рассказывать сказки, стихи; развитие у детей речевой активности; сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять основные признаки; развитие психических процессов (мышления, воображения, внимания, памяти). У детей появляется желание : придумывать интересные истории; составлять рассказы самостоятельно. Увеличиваются знания об окружающем.
Например: заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой, «Родина» З. Александровой, обучение рассказыванию «Первыми на юг тронулись ласточки»….
Сначала читаем текст, потом разбиваем его на вопросы. Каждое предложение задается в вопросительной форме. К этим вопросам подбираем изображения – ответы. Снова читаем текст. Отвечаем на вопросы, используя изображения, затем текст снова повторяем.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить текст и рассказать поэтапно, смотря на картинки. При этом в голове у ребенка происходят сложнейшие мыслительные процессы! Нужно, смотря на изображение, вспомнить что нарисовано, перекодировать нарисованное из визуального в образное, сопоставить картинку с понятием и наконец, выразить в речи.
Эта техника помогает даже самым застенчивым вступать на публике, придает им уверенности. Особенно важно это для детей с проблемами речи, слуха им трудно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи по таблице и рассказывать рассказы по ней легко и всегда можно обратиться к картинке для подсказки. Легко учить детей с помощью такого метода разным последовательным действиям: умыванию, одеванию на прогулку, пользованию ножницами. Это можно делать уже с 3х летнего возраста. Малыши с удовольствием выполняют действия, глядя на картинку.
С детьми старшего дошкольного возраста можно с помощью мнемотехники изучать ПДД, правила по безопасности поведения. Продолжать составлять модели рассказов, стихов, дети уже могут самостоятельно придумывать образы и зарисовывать их.
Мнемотаблицы хорошо использовать дома. Заучивание стихов и пересказ сказок будет намного интересней для ребенка и увлекательней. Если у родителей, бабушек, дедущек есть желание развивать память ребенка, мышление, правильную речь, обогатить словарь, то это метод как раз для них.
Только совместная работа с семьей позволит достойно подготовить ребенка в школу и помочь ему достойно выглядеть перед сверстниками.