Галина Старостенко
«На урок в лесную школу» Интегрированная игровая ситуация с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
«На урок в лесную школу»
Интегрированная игровая ситуация с детьми подготовительной группы
Автор: воспитатель I квалификационной
категории Старостенко Г. Б.
г. Краснодар
Конспект интегрированной игровой ситуации по экологическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы
«На урок в лесную школу»
Публикация «„На урок в лесную школу“ Интегрированная игровая ситуация с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Цель: Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
Задачи:
Формировать умение устанавливать простейшие причинно - следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.
Закреплять умение детей устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.
Обогатить словарный запас детей названиями ягод, видов леса (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.
Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.
Закреплять умение проводить звуковой анализ.
Материалы и оборудование:
Письмо от совы.
Презентация «Чего нельзя делать в лесу».
Презентация «Знаешь ли ты»
Плакат с изображением леса («Лес – многоэтажный дом»).
Фотографии с изображением птиц, зверей, насекомых.
Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».
Шапочки животных по количеству детей.
Карточки и фишки для звукового анализа слова по количеству детей.
Картинки-схемы «Правила поведения в лесу» по количеству детей.
Мультимедиа установка.
Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).
Работа с календарём природы.
Рассматривание книжных иллюстраций, картинок по временам года.
Рассматривание репродукций картин с изображением лесных пейзажей.
Экскурсия в Ботанический сад.
Чтение произведений и разучивание стихотворений о лесе.
Беседы о жизни в лесу птиц, зверей и их повадках.
Коллективное составление детьми альбома - портфолио о диких животных леса (рисунки).
Игровая ситуация :
(Зал украшен в виде лесной чащи)
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Воспитатель: Мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот куда, попробуйте догадаться…
2. Объявление темы занятия.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку брусникой,
Катю – костяникой,
Машеньку – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Настеньку – малинкой,
Полину – земляникой.
Так кто этот богатырь? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?
(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов; живут звери, птицы, насекомые)
Воспитатель: Чтобы обитатели леса нас не испугались, мы оденем шапочки лесных животных и станем похожими на них.
Ребенок: Ой, смотрите, нам пришло письмо! Давайте его прочитаем!
Воспитатель: Это письмо написала нам мудрая сова! Она пишет, что в дремучей чаще леса у ручья открывается новая лесная школа! И нас с вами (лесных жителей) приглашают на урок. Ну что, будем отправляться? Тогда закрывайте глаза!
II. Основная часть занятия.
(Звучит запись «Голоса леса»)
Ребенок:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский.
Сова: Дорогие обитатели леса! Я рада вас видеть в лесной школе! Проходите, пожалуйста! Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о жизни леса. Возьмите каждый себе пенек и начинаем наш урок!
Лес – это как большой, многоэтажный дом, в котором живёт много-много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор. Звери задали нам задание, догадаться, кто на каком этаже живёт в лесном доме. Справимся?
Вот у нас Лесной дом, который состоит из пяти этажей. Его мы и будем заселять. Посмотрите, лесные жители оставили нам свои фотографии. Давайте поместим каждого зверя на свой этаж лесного дома. Как вы думаете, кто, где живёт?
(Дети берут изображения зверей и размещают их на плакате Лесного дома.)
А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?
(Деревья).
Почему Вы так думаете?
(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
Какие виды леса Вы знаете?
(Хвойный, лиственный, смешанный)
В лиственном лесу, какие растут деревья?
(Ольха, дуб, каштан, береза)
Какие деревья растут в хвойном лесу?
(Ель, сосна, туя, пихта, кедр)
Какие деревья растут в смешанном лесу?
(Хвойные и лиственные)
А как выдумаете, в какой лес попали мы с вами?
(Смешанный, здесь растут дуб, осина, ель, берёза)
Какое дерево самое высокое в лесу?
(Кедр)
Какое самое долговечное дерево в лесу?
(Лиственница)
Какие растения растут между деревьями?
(Кустарники)
Чем отличаются кустарники от деревьев?
(У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже дерева).
Сова: Какие вы молодцы! Предлагаю вам поиграть в интересные игры.
Игра «Веселый поезд»
Придумайте предложения про лес и его жителей.
Составляется схема-картинка – сколько вагонов, столько слов в предложении. (Предложения из четырех, пяти, шести слов)
Игра «Путешествие в страну звуков»
Проводится звуковой анализ слова «лиса».
Какой звук первый? (Согласный, мягкий)
Какой второй звук? (Гласный)
Какой третий звук? (Согласный, твердый)
Какой четвертый звук? (Гласный, ударный)
Сколько слогов в слове «лиса»? (Два)
А если мы уберем последний звук, какое слово у нас получится? (Лис)
Какой звук нам нужно поменять, чтобы получилось то место, где мы с вами живем? (Второй звук «и» на «е»)
Правильно, получилось слово «лес».
Сова: А сейчас я предлагаю вам превратиться в деревья!
Физкультминутка.
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду доставали.
Тело наше - ствол могучий,
Он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки – это ветви,
Крону вместе образуют.
В кроне им совсем не страшно,
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы – веточками будут,
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень,
Разлетятся листья вмиг.
Сова: Давайте проведем с вами викторину «Знаешь ли ты»!
(Презентация «Знаешь ли ты»)
Вопросы в презентации
Сколько есть времен года?
Какие птицы выводят птенцов зимой?
Какая птица самая маленькая?
Какие птицы улетают в теплые края?
Какие птицы зимуют вместе с нами?
Какая птица не высиживает своих птенцов?
Где живут дикие животные?
Кто из животных спит зимой?
Кто из животных меняет шубку на зиму?
Какое животное в наших лесах самое большое?
Какое животное называют самым «хитрым»?
Какое животное называют самым «злым»?
Какое животное называют самым «трусливым»?
Кто из животных не живет в наших лесах?
Жители наших лесов…
Звучит громкая музыка. Заходит ребенок. Ест конфеты, бросает бумажки, размахивает палкой, пугает животных.
Сова: Здравствуй, мальчик! Почему ты себя так ведешь в лесу? Разве ты не знаешь правил поведения в лесной чаще?
Ребенок: А разве есть такие правила?
Сова: Конечно, есть! И их обязательно надо выполнять! Давайте мы сейчас посмотрим, что нельзя делать в лесу.
(Презентация «Правила поведения в лесу»)
Не разоряйте птичьи гнезда
Не разоряйте муравейники
Не забирай из леса домой животных
Не обижай лесных насекомых
Не рвите редкие цветы
Не шумите в лесу
Не разжигай костер без взрослых
Не оставляй мусор в лесу.
Сова: (обращаясь к мальчику) Теперь ты знаешь правила поведения в лесу.
Ребенок: Да, я запомнил правила, и теперь я буду их соблюдать.
Сова: А вы, мои ученики, как запомнили в лесу? (Раздаются карточки-схемы, с изображением разных ситуаций. Зелеными фишками дети обозначают, что можно делать в лесу, а красными - что нельзя)
Ш. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.
Сова: Сегодня мы с вами много узнали и рассказали о лесе.
Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам : и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.
А с какой целью человек ходит в лес?
(Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами).
Почему говорят «Лес – наше богатство»?
(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.
Лес – украшение планеты, здоровье людей.
Лес – родной дом для растениям и животным.)
Как люди ещё используют лес?
(Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.)
Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту, и богатство люди должны беречь.
Ребенок:
Берегите русский лес,
Он – источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели,
Берегите лес!
Сова: А за то, что вы показали очень хорошие знания, вот вам награда – дары нашего леса (грибы и орешки).
Я буду снова ждать вас у себя в лесной школе!
Пожалуйста, любите и берегите природу!
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!
До скорой встречи!
Дети: До свидания, Сова! До свидания, лес!
(дети под запись «Голоса природы» уходят в группу)