Ирина Шеменева
Консультация для родителей «На пути к самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
На пути к самостоятельности. Дети, свободные от опеки взрослых более самостоятельные, поэтому стоит приучать к самостоятельности детей с раннего детства. Необходимо учить детей самостоятельно одеваться, убирать игрушки. Самостоятельность это свойство личности, которое выражается в нашей способности ставить перед собой цели, собственными силами достигать их и нести за это личную ответственность. А еще в инициативности, уверенности в своих силах, адекватной самооценке и отсутствии необходимости внешнего контроля. Если не предоставлять ребенку свободу еще в будучи дошкольником, соответствующую его возрасту и навыкам, в будущем он не сможет брать ответственность за свои решения, будет вынужден опираться на мнение окружающих, что негативно скажется на его профессиональной, социальной и личной жизни. В детстве наша открытость новому проявляется особенно ярко: хочется исследовать все многообразие событий и явлений вокруг. «Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».
Темочки:
Для развития самостоятельности важны :
1. попытки к самостоятельности.
Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.
Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности : «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».
2. Очень важна поддержка взрослых.
Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.
Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.
3. Развитие навыка
Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.
Стадии развития самостоятельности :
1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;
2. Ребёнок выступает в качестве помощника;
3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;
4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;
5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.
«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в данном случае, это сообщение ребё нку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».