Людмила Финько
Конспект занятия для старших дошкольников «На прогулку с Лунтиком»
«Использование опытно - экспериментальной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного «Использование опытно - экспериментальной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для развития познавательных способностей: «На прогулку с Лунтиком»
Автор : Финько Людмила Николаевна
Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 5 ст-цы Ясенской МО Ейский район
Цели и задачи:
* Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „На прогулку с Лунтиком“» размещена в разделах
* Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит, шарик).
* Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с
предложенными материалами и предметами.
* Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать,
делать выводы.
* Развивать стремление к поисково- спасательной деятельности, испытывать
радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
* Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и
экспериментов.
* Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
* Таз с водой, изображающий пруд — 2шт.
* Цветы из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребёнка.
* Стол с сухим песком
* Поднос с влажным песком
* Лопатка, щётка
* Фигурные пластиковые трафареты на каждого ребёнка.
* 2 корзины (для трафаретов)
* Влажные салфетки для вытирания рук.
* Воздушный шарик
* Поднос с мелкой бумагой
* Поднос с мелкой бумагой
* Бумажные осенние листочки на каждого ребёнка.
* Деревянные пенёчки
* Большой магнит- 1шт, маленькие магниты на каждого ребёнка.
* Набор ключей, значков, заколки, монетки
Ход.
Воспитатель. Ребята, становитесь в круг и давайте поздороваемся со всеми кто нас окружает
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять (беремся за руки)
Всё. Внимание! Не отвлекаемся.
На прогулку мы отправляемся (идут по кругу) (Слайд1)
А с кем мы идём отгадайте?
Знают взрослые и дети
Что упал с другой планеты-
Фиолетовый зверёк,
Детям маленьким дружок
- Кто это? Верно Лунтик.
А вот и он идёт к нам навстречу. (Слайд2)
Лунтик- Здравствуйте, ребята. Мне нужна ваша помощь, я потерял на поляне ключик от своего дома. Помогите мне пожалуйста его найти.
Воспитатель. Ребята, поможем. Мы как раз идем на прогулку.
Дети подходят к столу, на котором стоят — 1таз с плавающими кувшинками, 2 таз с водой, на столе кувшинки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый пруд с цветами. Кто же здесь живёт? (Слайд3)
Лунтик- Здесь живёт моя подружка, жаба Клава. Она очень любит цветы.
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, растёт
Белая. (кувшинка)
- Правильно, ребята. Это кувшинка.
- А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, около пруда лежат кувшинки только с чего они сделаны.
Дети:- Из бумаги.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, а чем отличаются эти кувшинки, от тех которые в пруду.
Дети: - Кувшинки в пруду раскрыты, а эти спят. У них лепесточки закрыты.
Воспитатель: - Правильно ребята. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши кувшинки тоже проснулись, раскрыли свои лепесточки.
Дети: - Их нужно опустить в воду.
Опыт№1.
Воспитатель: - Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно, внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: - Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как же такое происходит, что кувшинки начинают раскрывать свои лепестки?
Дети: - Потому что, лепестки намокают и становятся тяжелее.
Воспитатель: - А из чего сделаны наши кувшинки?
Дети:- из бумаги.
Воспитатель: - Она впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
- Вот как красиво в пруду. Но нам нужно идти дальше.
-Пока мы любовались кувшинками подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь.
- Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Пройдите, пожалуйста вперёд и встаньте посвободнее.
Физминутка «Капля»
Капля раз, капля два (притопы правой и левой ногой)
Очень медленно сперва. (прыжки на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (бег на месте)
Мы зонты свои раскрыли (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом)
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. А вот и друзья Лунтика –Кузя и Майя. Они чем-то расстроены. Майя рисовала солнышко на песке, а оно исчезло. Ребята, нарисуйте Майе солнышко. (Песочная терапия)
Опыт №2
- Но вдруг подул сильный ветер.
Дети берут свои розетки и шевелят ими.
Дети: - Рисунки исчезли.
Воспитатель: - Майя очень удивилась, снова нарисовала и снова появилось солнышко.
Воспитатель: - И снова подул ветерок. И опять исчезли рисунки. Майя не может понять, что происходит. Дети почему так?
Дети: - Потому что это сухой песок.
Воспитатель: - Сухой и что?
Дети: - Он не держит форму и сыпучий.
Воспитатель: - Попробуйте ладошкой песок. Какой он? (Сыпучий. Лопаткой показываю сыпучесть песка)
- Но Майе очень хочется нарисовать, чтобы ветер не смог сдунуть рисунки.
Дети: - Нужно рисовать на мокром песке.
Воспитатель: - А где его взять.
Дети: -Нужно намочить песок, или найти место где он не высох после дождя.
Воспитатель: Возьмите трафареты и нарисуйте на мокром песке. (можете меняться трафаретами). Ребята, смотрите какие красивые рисунки у вас получаются. Подул ветер — дул, дул, дул. что происходит.
Дети: - рисунки не исчезают.
Воспитатель: - Почему не исчезают, объясните?
Дети: - Потому что песок мокрый и держит форму.
Воспитатель: Верно ребята. Возьмите салфетки и вытрите руки.
-Но где же ключик, вы его не видите? А слышите спор какой-то
Воспитатель:-Это Вупсель и Пупсель. Они что-то нашли и спорят. А нашли ребята, они вот этот камень, и спорят что с ним делать.
Воспитатель:- Посмотрите ребята, что это за необычный и интересный камень. (дети рассматривают, ощупывают его).
Дети: - Это магнит.
- А для чего он нужен?
Дети: - Чтобы притягивать предметы.
Воспитатель:-Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит.
Опыт №3.
- Ребята, возьмите, пожалуйста, себе по одному магниту и попробуйте примагнитить его к ладошке. (Дети кладут магнит на ладошку и делают вывод о том, что к ладошке магнит не притягивается).
- А теперь возьмите по одному листочку и проделайте тоже самое, что и с ладошкой. (Дети выполняют эксперимент и делают вывод о том, что к бумаге магнит не примагничивается).
- А теперь давайте проверим деревянную поверхность. (пенёчки)
Что происходит?
Дети: - Не магнитятся.
- А попробуйте собрать другие предметы, которые есть на поляне.
Дети: - Они магнитятся.
- А из чего они сделаны?
Дети: - Из металла.
Воспитатель: - Лунтик, посмотри, а нет ли твоего здесь ключика?
Лунтик находит ключик и благодарит детей за помощь.
- Итак ребята, после того как мы проверили с вами свойства магнита, какой же вывод мы можем сделать?
Дети: -Магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности.
Лунтик- Спасибо ребята, что помогли найти мой ключик, за это я вам дарю волшебный шарик.
-Воспитатель:- А в чем его волшебство?
Лунтик- Попробуйте натереть шарик о голову и увидети, что будет.
Воспитатель:- Попробуем, ребята
Опыт №4
Оказывается, обычный шарик может работать, как магнит. Только притягивает он не металл. Проверим? Нужно потереть шарик о волосы. (выбирается доброволец с короткой стрижкой, о голову которого натирается шарик) Мы нарвали бумагу на небольшие кусочки, посмотрим, что будет, если к ним поднести шарик. (они примагничиваются) Посмотрим, что ещё притягивает намагниченный шарик. (подносим к головам детей, магнитит волосы)
А ещё его можно прикрепить к стене. (подносим шарик к стене, он висит)
Воспитатель:- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться
С Лунтиком и его друзьями нам пора
Скажем им,
До свидания, друзья!
- Дети, вам понравилась прогулка. А что вы нового, интересного узнали?
Дети:
- Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.
- Сухой песок- сыпучий и не держит форму, а мокрый сохраняет её.
- Магнит притягивает только металлические и железные предметы.
Воспитатель:-Спасибо вам ребята, что помогли Лунтику