Ольга Шадрина
Конспект занятия «Мы рисуем Хохлому красоты невиданной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к национальной культуре России, к искусству
народных промыслов «Хохлома».
Образовательные:
- расширять представления детей о старинном русском народном промысле-
хохлома;
- формировать умение видеть цветовую гамму предметов росписи «Хохлома»
и ее основные элементы.
Развивающие:
- развивать творческие навыки в процессе изготовления поделок;
-развивать воображение и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к
народным традициям;
Публикация «Конспект занятия „Мы рисуем Хохлому красоты невиданной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
-воспитывать самостоятельность;
-воспитывать аккуратность.
Возраст детей: 5лет.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций.
3. Цикл
непосредственно
образовательной
деятельности
в
области
«Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций.
5. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,
социализация, продуктивная, двигательная.
Ожидаемые результаты:
- проявляют любознательность и интерес к созданию узоров по мотивам
- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в процессе
общения;
- могут использовать в речи новые слова и выражения;
- установление контакта и доверия с детьми.
Материал
и
оборудование:
мультимедийная
установка
(слайд
с
изображением фабрики «Хохломская роспись», предметы утвари: чашка,
тарелка, стаканчик, ложка, кисти, палитра, гуашевые краски, баночки с
водой, ватные палочки, деревянные палочки, влажные салфетки, образец
выполненный педагогом.
Ход занятия:
Оргмомент: дети стоят в хороводе.
Воспитатель: Всех вас видеть очень рада я. Давайте поприветствуем друг
друга.
«Вот собрался наш кружок,
Улыбнись скорей дружок.
Рука другу, рука другу
Передаем тепло по кругу».
Вводная часть: дети садятся на коврике полукругом.
Воспитатель:
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли!
Давным-давно поселился в лесу за Волгой чудо-мастер. Разное про
него люди сказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил,
стол да посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал
пшенички пташкам сыпать. Прилетела однажды к его порогу Жар-птица, он
ее угостил. Прикоснулась она золотым крылом к чашке, стала чашка золотой,
а на ней выросла травка золотая, распустился красивый цветок, да ягодка
клюковка поспела. Это сказка, да в ней намек: а не из этой ли сказки
появилась удивительная красота?
Воспитатель загадывает загадку:
Посуда не простая, а точно-золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она… (Золотая хохлома).
Слайд с изображением фабрики «Хохломская роспись»
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся на фабрике «Хохломская
роспись».
Именно
здесь
работают
мастера
-кудесники.
Которые
изготавливают изделия из дерева, а затем расписывают их «Хохломскими
узорами». Я предлагаю вам совершить экскурсию по фабрике. Кстати, у меня
есть знакомый ремесленник, который мастерит, а затем расписывает изделия.
А вы хотели бы отправиться к нему в мастерскую? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда, в путь.
Воспитатель с детьми подходят к столу, за которым сидит взрослый,
переодетый в костюм мастера - ремесленника. На столе стоят предметы
утвари: чашка, тарелка, стаканчик, деревянные ложки. Воспитатель и дети
здороваются с ним.
Мастер-ремесленник: Ребята, посмотрите, какая красота! Что вы видите на
столе? (ответы детей)
Мастер-ремесленник: а как одним словом можно назвать все эти предметы?
( ответы детей: посуда.)
Мастер-ремесленник: из какого природного материала изготовлена посуда?
( ответы детей: из дерева.)
Мастер-ремесленник: Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит
узор? (ответы детей)
Мастер-ремесленник: все верно. Хохломская роспись представляет собой
растительный орнамент и называют его: «травкой», «ягодкой», «листиком».
Какие основные цвета используют мастера в своей росписи? (ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, наш мастер загрустил. Почему вы
такой грустный, мастер?
Мастер-ремесленник: Я грущу, потому что мне надо успеть расписать
ложки, а у меня не хватит времени сделать это быстро. Ведь скоро за ними
придет покупатель, а они не готовы.
Воспитатель: Не грусти! Мы тебе поможем. Ребята, давайте поможем
нашему герою и распишем ложки. (ответы детей)
Основная часть: дети проходят к столам.
Воспитатель: Ребята, какие инструменты нам понадобятся для росписи?
(ответы детей)
Практическая часть:
Воспитатель: Перед вами на столе лежат все нужные вам инструменты:
заготовки-силуэты ложек на жёлтом фоне, краски, палитра, кисточки и
ватные палочки, деревянные палочки которыми мы будем рисовать тонкие
линии и точки, а также салфетки, которыми мы будем вытирать наши
помощники - пальчики. Ведь пальчиками мы будем рисовать ягодки и
листочки на наших ложках.
Воспитатель показывает ложку. Ребята, ложка состоит из двух частей:
держак и черпало. Сначала мы будем расписывать черпало.
Воспитатель: какой основной фон у черпала? ( ответы детей: черный)
Воспитатель: Давайте, раскрасим фон у черпала черной краской. Обмакнем
кисточки в палитру с черной краской и равномерно распределим ее по
поверхности черпала с обеих сторон.
Воспитатель: а теперь, мы начинаем рисовать узоры на черном фоне
черпала. Давайте вспомним основные узоры. Назовите их ( ответы детей:
красные ягодки, желтые листочки и зеленую травку, завиточки.)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо запомнили элементы узора и основные
цвета. Я предлагаю каждому выбрать узор и расписать ложку. Для рисования
узора «Ягодка» нам понадобится указательный пальчик, обмакните его в
палитру с красной краской и оставьте отпечатки на черпале с обеих сторон.
Это наши ягодки.
А теперь, приступим к рисованию тонких стебельков и листочков у наших
ягодок. Возьмите в руки палочку, обмакните кончик деревянной палочки в
зеленый цвет на палитре и нарисуйте тонкие линии стебельков у ягодок и
тонкую травку по краю ложки с обеих сторон. Затем, обмакнем указательный
пальчик в палитру с желтой краской и нарисуем листочки на стебельке.
Давайте, добавим немного яркости нашим ложкам. По краю черпала
нарисуем точки желтым цветом. Обмакиваем ватную палочку в палитру с
желтой краской и ставим точки.
Физминутка
Ребята, давайте немного отдохнем и сыграем в русскую народную игру
«Ручеёк».
(Игра проводится вместе с мастером-ремесленником и воспитателем)
Ход игры:
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик с девочкой.
Берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук
получается длинный коридор – «ручеек». Игрок которому не досталось пары
идет к «истоку» ручейка и произносит такие слова:
«Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй миленький дружок!
Можно с вами поиграть?»
Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:
«Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!»
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками, ищет
себе пару. Найдя пару, игрок произносит слова:«А я с Машенькой дружу и с
собой ее возьму!» Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец
«ручейка», а тот кто остался без пары, идет в начало «ручейка» и проходя
под сцепленными руками вновь ищет себе пару со словами: «А я с (имя
ребенка) дружу и с собой его возьму!»
Для завершения игры используются такие слова, которые произносятся
хором:
«Ты дружок остановись («ручеек» останавливается)
И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к
другу и кланяются)
Хорошо мы поиграли
И друзей своих узнали!»
Воспитатель: Молодцы!
После игры дети возвращаются за столы.
Воспитатель: Ну вот, посмотрите, ложки подсохли, и мы можем продолжить
расписывать наши ложки. Скажите, какая часть ложки осталась не
расписанной? ( ответы детей: держак)
Воспитатель: какие основные цвета нам потребуются? (ответы детей)
Воспитатель: у основания держак какого цвета? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте обмакнем кисточку в палитру с черной краской и
нарисуем линию вокруг основания держака. Молодцы!
Затем, обмакнем кисточку в желтый цвет и закрашиваем основную часть
держака с обеих сторон. А конец держака раскрасим либо черным, либо
красным цветом. Хорошо у вас получается.
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось расписывать
хохломскими
узорами
ложки?
Какие
узоры
используют
в
росписи
«Хохлома»?
( ответы детей: травку, листочки, ягодки, цветочки.)
Воспитатель: какие основные цвета используют в росписи?
( ответы детей: черный, красный, зеленый, желтый.)
Мастер-ремесленник: Спасибо вам за помощь! Мы успели закончить работу
вовремя. Еще и поиграли в забавную игру.
Воспитатель:
Что за чудо - Хохлома!
Красная, зеленая,
Желтая и черная.
Посмотрите, что на ней:
Ягодки, листочки,
Травка и цветочки.
Всех красивей и чудесней наша Хохлома!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Отлично справились с заданием, а самое
главное - мы помогли нашему знакомому мастеру. Давайте чаще приходить
на фабрику «Хохломская Роспись» и научимся расписывать разные предметы
утвари.
Приложение:
Фабрика «Хохломская Роспись»