Мусиенко Елена
Конспект занятия «Мы делимся знаниями о звуках и буквах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. "Мы делимся знаниями о звуках и буквах"
Цель: создание условий для выявления уровня знаний детей.
Дата: 23.05.19.
Возраст: старшая группа.
Задачи.
Обучающие:
- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;
- формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части);
- упражнять в составлении предложений по схемам;
- продолжать подготовку руки к письму.
Развивающие:
- развивать речь детей;
- развивать внимание, фонематический слух, усидчивость, моторику пальцев
Публикация «Конспект занятия „Мы делимся знаниями о звуках и буквах“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, культуру общения со сверстниками, аккуратность.
Оборудование: конверт
Ход образовательной деятельности
Задачи Деятельность воспитателя Действия детей
Организационный этап(3мин)Мотивация детей к совместной деятельности.
Побуждать к диалогу.
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, когда я сегодня пришла на работу, то у себя на столе нашла этот конверт. Как вы считаете, что в нем? (Открывает конверт и читает письмо)
«Здравствуйте,ребята. Мы ходим в другой детский сад и узнали, что вы целый год путешествовали по городу Звукограду и узнали много интересного о жителях города. Поделитесь с нами своими впечатлениями и знаниями?»
О чем же мы узнали, путешествуя по этому городу?
Что нужно сделать перед работой, чтобы наш язычок лучше отвечал?
Артикуляционная гимнастика
Вы любите варенье, оно вкусное? Как язычок может показать, что варенье вкусное?
А что любит кошка? Как она лакает молочко? Дети встают около воспитателя.
В конверте письмо или задания.
Мы узнали о звуках буквах, словах, предложениях и для чего они нужны.
Нужно сделать разминку для язычка.
Дети показывают.
Кошка любит молоко.
Основной этап(19мин)
Закреплять навык различения гласных и согласных звуков.
Формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части);
Продолжать подготовку руки к письму.
Развивать фонематический слух
Формировать навык деления слова на слоги (части).
Упражнять в составлении предложений по схемам.
•
Его не видно в руки не взять, Но зато
• слышно. Что это?
•
•
• Какие бывают звуки?
•
• Как определить гласный звук или согласный?
•
•
•
•
•
•
• Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Согласные звуки?
•
•
•
•
•
Как определить звонкость звука?
Задание 1 «Звуковой анализ слова»
• (воспитатель выставляет на доску цветок мак)Что это на доске?
•
• Как нам записать это слово?
•
•
• Для чего листочки лежат у вас на столах?
•
• (воспитатель пишет слово на доске, дети на листочках. Обращает внимание на осанку) Верно. А я запишу это слово на доске.
• Сколько звуков в слове Мак?
• Какой звук стоит первым?
• Что вы можете сказать об этом звуке?
•
•
• Зарисуйте этот звук (воспитатель рисует условное обозначение на доске дети на листочках)
•
•
• Какой звук стоит вторым?
• Что вы можете сказать об этом звуке?
•
•
• Зарисуйте этот звук (воспитатель рисует условное обозначение на доске дети на листочках)
• Какой звук стоит третьим?
• Что вы можете сказать об этом звуке?
•
•
•
• Сколько в этом слове букв? Звуков?
•
•
• Где в слове мак стоит звук м, а, к. (в начале, середине, в конце)
Задание 2. «Определи место звука в слове»
Воспитатель называет другие слова:
картина, рука, мост, коза, стрекоза. Где в этих словах стоит звук (а к р с т з е у)в начале, середине или в конце?.
Чтобы немного отдохнуть, что нужно сделать?
Физминутка.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко,
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
И опять взялись за дело.
•
•
• Задание 3. дидактическая игра «Назови слоги".
(Воспитатель показывает картинки)
Ребята, что изображено на картинках?
Сколько слогов в слове (юбка, яблоко, собака, мак).
Задание 4. «Составь предложение»
Ребята, что это начерчено на доске? Что обозначают эти черточки? Что нужно сделать с их помощью? (воспитатель помогает, если дети затрудняются).
Задание 5. дидактическая игра «Доскажи словечко»
Потрудились, детвора?
Я игру вам припасла!
Вы скорей ко мне бегите
И словечко доскажите.
Ра-ра-ра — веселится детвора
На-на-на - к нам опять пришла весна
Ло-ло-ло – вновь на улице тепло
Онце-онце-онце – нам ярко светит солнце!
Ушки-ушки-ушки – квакают лягушки!
Ры-ры-ры – не летят к нам комары!
Цы-цы-цы – мы все большие молодцы!
Ребята, какими же знаниями мы поделились с ребятами из другого детского сада? Чему научились?
Это звук. Дети отвечают стоя,рядом с воспитателем.
(звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие).
(если воздух свободно выходит из груди, то звук согласный, если на пути воздуха встретились губы, зубы или язык, то звук согласный).
(гласные звуки- красным цветом, твердые согласные синим, мягкие согласные – зеленым цветом).
(чтобы определить звонкость звука надо закрыть уши руками и произнести звук, если звук звонкий, то в ушах будет гул, если звук глухой, то гула мы не услышим)
(Это цветок мак)
Дети выполняют задание сидя за столом
Можно на листке или на доске
Дети подходят к столам, смотрят. Мы запишем это слово на листочке.
(в слове мак 3 звука)
(звук М)
(Этот звук согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом
На столах синий и красный карандаш, дети над буквой рисуют кружок.
(звук А)
(Этот звук гласный, ударный, обозначается красным цветом)
(звук К)
(Этот звук согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом и зачеркнутым колокольчиком)
(в этом слове 3 буквы и звука)
Чтобы отдохнуть, нужно размяться.
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево)
Дети отвечают,стоя возле воспитателя
Дети отвечают сразу или прохлопывают.
Это схемы предложения. Эти черточки обозначают, сколько слов в предложении. С их помощью можно составить предложение.
Дети составляют предложения с 2, 3 словами.
Дети отвечают.
Заключительный этап(3мин) Что вам понравилось больше всего?
Что для вас было трудным? (ответ детей)
О чем расскажете родным при встрече? (ответ детей)
Организованный переход к другому виду деятельности.