Минеева Анастсия
Музыкальный руководитель и воспитатель — вопросы сотрудничества и совместного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
На базе учрежения МАДОУ "Лучик" было проведено интересное мероприятие с педагогами.
Всё воспитание детей в дошкольном учреждении пропитано творчеством и развитием. Если у педагогов за каждый короткий период дети изучают материал – то сразу виден продукт образовательной деятельности – рисунок, поделка, выполненные задания в тетради по элементарным математическим представлениям. А вот у музыкального руководителя дело обстоит иначе – наш главный показатель работы это развлечения, и праздники в конце каждого периода (осень, новый год, 8 марта и т. д.) За эти большие периоды дети тоже многое изучают, развиваются, но именно праздники – совместный показатель работы группы педагогов.
Публикация «Музыкальный руководитель и воспитатель — вопросы сотрудничества и совместного творчества» размещена в разделах
Поэтому вопросы сотрудничества и творчества выходят на передний план:
- Как организовать деятельность детей в группе, чтобы всё успевать.
- Как правильно оформить пространственную среду музыкального уголка
- Как найти время, для решения совместных творческих задач и т. д.
Ответ прост – всё, что делается в детском саду – всё делается для развития детей. И это общая цель должна объединить всех педагогов и специалистов! Сотрудничество должно всегда вытекать из общих воспитательных задач конкретной возрастной группы. Поэтому сотрудничество является неотъемлемой частью жизни дошкольного учреждения.
В основе любого взаимодействия лежит изучение обязанностей и ответственностей за педагогическую деятельность. Поэтому предлагаю вам педагоги экспресс-анкету для выявления этих знаний у музыкальных педагогов и воспитателей.
Анкета для педагога-воспитателя
1. Знаю все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знаю музыкальный репертуар своей группы
3. Могу показывать образцы точного выполнения движений / оказываю помощь.
4. Провожу регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Развиваю музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
6. Развиваю самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
7. Оказываю помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
Анкета для музыкального педагога
1. Знаю обязанности воспитателей
2. Знаю режимные моменты всех групп, с которыми работаю
3. Знакомлюсь с продуктами творческой деятельности детей
4. Провожу мониторинг способностей детей совместно с воспитателем.
5. Оказываю содействие в построении РППС группы по эстетическому развитию
6. Оказываю помощь в изготовлении атрибутов, оформлении группы для праздников и развлечений.
7. Проявляю творчеству и инициативу по отношению к образовательной деятельности
Исходя из этого можно выделить основные пункты по взаимодействию:
•осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
•знать свои профессиональные функции и познакомить с ними воспитателей;
•проанализировать свою работу с воспитателями;
•планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
•совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
•проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
•активно участвовать в методической работе ДОУ
Поэтому все вопросы профессионального сотрудничества педагогов и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Вот тут и выходят на первый план новые формы взаимодействие педагога и музыкального руководителя, который направляет и корректирует работу воспитателя вне музыкальных занятий.
Формы совместного творчества:
- Открытые занятия
- Развлечения
- Образовательные проекты
- Презентации, видео-занятия для родителей и детей.
Творческие задания
1. Воспитатели и музыкальные руководители делятся на группы (например на 4 группы, по 2 группы воспит на 1 муз рук.) им раздаётся по листу ватмана, маркеры, краски, клей и веселые заранее приготовленные картинки. Задание - придумать образовательный проект из выбранных по жребию тем:
- Спорт – ты жизнь
- Музыка и дети
- Волшебный мир сказок
- Природа и музыка
Оформить его, рассказать о нём, прописать обязанности педагогов в реализации проекта.
2. Воспитатели и музыкальные руководители делятся на 2 команды.
Каждая команда получает набор из коробки, шаблонов и картинок – задача – придумать развивающий лэпбук для детей. Время подготовки 10 минут.
3. Разделиться н а 4 команды, выбрать по жребию сказку для детей. Подготовить сценку для детей. Время подготовки 5-7 минут.
Подводя итога семинара хочется сказать, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ должна проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности:
- воспитатели активны на музыкальных занятиях,
- проводят хороводы с пением на прогулке,
- музыкально-дидактические игры,
- используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов.
Вывод: только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.