ИРИНА БОЛДЫРЕВА
Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников
▼ Скачать
«Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие, видимо расцветающие, существующие неотделимо с их хранителями»
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Публикация «Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства ребенком, к раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника.
Для каждого, даже самого маленького ребенка, фольклор дает творческий стимул к его развитию, помогает раскрепощению личности, проявлению её творческих способностей, инициативы. Поэтому, считаю, что обращение к жанрам музыкального народного творчества должно носить живой, неформальный характер.
Цель: Повышение уровня общего музыкального развития детей через приобщение к русской национальной культуре, способствующей развитию духовно-нравственной личности дошкольников, раскрытию творческих способностей каждого ребёнка, формирующей общую духовную культуру.
Задачи:
-Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
-Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников;
-Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора, с традициями и образами русского народа.
-Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, танцевального и инструментального исполнительства.
-Воспитание нравственно-эстетических и патриотических чувств.
Цели и задачи направлены на обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре, начиная с самого раннего детства, когда ещё у ребёнка только формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Детский фольклор - особенная область народного творчества, включающая систему поэтических и музыкально-поэтических жанров : потешки, прибаутки, шутки, приговорки, считалки, заклички, дразнилки, скороговорки и чистоговорки, колыбельные, народные игры, пляски, песни и хороводы.
Самый массовый и популярный жанр музыкального фольклора – народные песни и хороводы. Они оказывают непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей, помогают раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Народная песня является не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Содержание русских народных песен понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.
Ребятам очень нравится инсценирование народных песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «К нам гости пришли», «Было у матушки 12 дочерей», «Ой, вставала я ранешенько», «На горе-то калина», «По малину в сад пойдем» и т. д. В песне «Рос на поле колосок» воспитанники раскрывают целый процесс от зарождения колоска до появления хлеба на столе.
Ни один праздник в народном стиле не обходится без танцев и плясок. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, парное кружение. Народные танцы, такие как «Кадриль», «Барыня» - дают возможность детям раскрыть свои творческие возможности, самореализоваться, а педагогам - сделать процесс воспитания наиболее интересным, радостным.
Народные игры.
Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию, обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и духовному развитию. Главная особенность игры - её самодеятельный характер. Именно в игровой деятельности раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.
Самые любимые детьми народные игры — подвижные, которые требуют творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений, например, "По дубочку постучишь", "Где был Иванушка", "Золотые ворота". В творческом проекте "Пшеничный колосок" ребята проявили необычайный интерес к таким играм как "Мукомол", "Хлебороб", "Мы посеем зернышко", имитируя движения крестьянских тружеников, выращивающих хлеб.
Таким образом, именно в народной игре каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.
Игра на детских музыкальных инструментах - это особый вид музыкально-творческой деятельности, который вызывает у ребенка необычайный интерес. Приобретая навыки игры на несложных детских инструментах (ложки, трещотки, бубны, бубенцы, гусли, ксилофоны, металлофоны, коробочки, свистульки, рожки, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознанно различают красоту звучания народных инструментов. Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера передаваемого образа выбирают определенные выразительные средства, что помогает им глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
В процессе коллективного музицирования в игре оркестром ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются чувство ответственности и совершенствуются музыкально-творческие способности.
Русские календарные праздники - уникальная возможность для погружения детей в мир народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому, улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Русские народные праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создает эмоционально-благоприятную обстановку. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех частушки. В народе говорят: «Всякая душа празднику рада». Ежегодно мы проводим такие развлечения как «Осенины», «Посиделки на День матери», «Праздник хлеба или пшеничного колоска», «Масленица» и другие.
Эффективность образовательного процесса по реализации поставленных задач осуществляется при взаимодействии с воспитателями: различные виды музыкального фольклора используются на музыкальных занятиях, в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, в режимных моментах, в свободной игровой деятельности.
Успешное развитие музыкально-творческих способностей детей невозможно без активного участия родителей. При тесном сотрудничестве с воспитателями и семьями воспитанников нами был реализован ряд проектов, основанных на музыкальном материале русского фольклора : «Народные посиделки» ко Дню матери, «Осенняя ярмарка», «Пшеничный колосок». В рамках детских исследовательских и творческих проектов презентацией всегда является проведение итогового праздничного мероприятия. Совместное участие помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Таким образом, Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало, наиболее эффективно обеспечивающая развитие творческих способностей детей.