Елена Московкина
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Для чего нужен язык»
▼ Скачать + Заказать документы
цель: дать детям первичные знания о языке
. Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская,, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Программные задачи:
1) рассмотреть внешний вид языка;
2) сформировать представление о том, что он выполняет много разных функций;
3) развивать у детей логическое мышление;
4) совершенствовать навыки экспериментирования и способность к коллективному труду;
5) тренировать умение понимать и выполнять словесные указания педагога.
6) Обогащать и активизировать словарь.
Материалы и оборудование
Публикация «Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе „Для чего нужен язык“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
У каждого ребенка : небольшое зеркало, стакан с водой.
На каждую пару детей: 3 чашки с растворами, имеющими кислый, сладкий и соленый вкус (чашки не подписаны);6-8 ватных палочек; 2 кусочка хлеба; небольшие ломтики любых овощей и фруктов, в середину которых воткнута зубочистка или специальная палочка (до работы овощи закрыты салфеткой, чтобы дети их не видели, емкость для использованных ватных палочек, поднос.
Методы обучения: экспериментирование, игра ТРИЗ, разъяснение, инструктаж.
Организация занятия : Дети сидят за столами. Поскольку планируется самообследование языка и ротовой полости, то перед занятием для соблюдения гигиенических норм дети моют руки с мылом.
Содержание организованной деятельности :
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учеными. Я вас приглашаю в настоящую экспериментальную лабораторию. Сейчас я вам всем дам специальный пропуск, без которого нельзя попасть в нашу лабораторию.
(детям одеваем подготовленные бейджики). Готовы к экспериментам? (ответы детей). Сегодня мы будем изучать язык. Кто знает, где он находится? (ответы)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего он нужен (выслушиваем ответы детей и не делаем попытки их углубить и конкретизировать. Эта задача будет решена в ходе занятия.)
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Давайте сначала рассмотрим свой язык.
Блок1- внешний вид языка.
Воспитатель: Перед вами лежит зеркало; возьмите его. Высуньте язык и хорошо рассмотрите его. Найдите то место, где язык кончается; там он острый и тонкий. Это место называется «кончик». Нашли? Дальше идет «спинка». Что вы на ней видите? (Продолжая рассматривать, дети делятся своими впечатлениями. Они увидят цвет, шершавую поверхность, белый налет и т. д.).
Воспитатель: Если рассмотрели спинку. Давайте поднимем язык, прижмем его кончик к верхним зубам и посмотрим, что есть под языком. (Дети видят крупные кровеносные сосуды, уздечку- тонкую пленку, поднимающуюся от дна ротовой полости к языку. Педагог выслушивает их отдельные высказывания).
Воспитатель : Какого цвета язык (розового). Почему? Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. В самом языке они очень тонкие. Без микроскопа их не увидишь. Но кровь по ним бежит и придает языку розовый цвет.
Воспитатель: Сравните кожу, покрывающую язык в разных местах. Где она потолще, а где – тоньше? (на спинке толще. А на нижней поверхности - тоньше.) Как вы думаете, почему так происходит? (ответы детей). Правильно. Спинка контактирует с пищей, которая бывает холодной, горячей, мягкой или твердой; если бы слизистая оболочка была нежной, тонкой, она бы легко повреждалась пищей.
Воспитатель: Есть ли в языке кости? Обследуйте его пальчиками. ( вывод детей: нет) Проверьте, может ли язык двигаться? ( вывод: да). А теперь сделаем с ним разные упражнения. Смотрите в зеркало и делайте: «вкусное варенье», «змейка», «чашечка», «трубочка» и т. д. (дети выполняют).
Блок 2- язык воспринимает вкус пищи.
Воспитатель : Проверим, может ли язык определять вкус пищи. Сядьте лицом друг к другу. Те, кто сидит слева, будут учеными, кто справа-испытуемыми. Проверим, поняли ли вы задание. Поднимите руку, кто будет ученым? Кто испытуемым? Правильно. Слушайте внимательно. Задание сложное. Испытуемый ничего не делает; он просто высовывает язык. Ученый проводит опыт. Перед вами стоят три раствора. Они имеют разный вкус. Ученый берет ватную палочку, опускает в раствор и прикладывает его к кончику языка испытуемого. Испытуемый должен узнать, какой вкус имеет раствор. Кто захочет, может попробовать приложить раствор и к другим частям языка : к спинке, к боковой поверхности. Потом палочку кладете на тарелочку. И для другого раствора берете новую палочку. Надо проверить все три раствора. Итак, Ученые, работайте: берите палочку, опускайте ее в раствор, прикасайтесь к языку испытуемого. Не забудьте: одну и ту же палочку нельзя использовать два раза. (дети приступают к опыту. Работа идет медленно. Педагог не мешает самостоятельности детей, не отвлекает их разговорами, но реагирует на отдельные высказывания и помогает тем, кто испытывает затруднения.
Воспитатель: Поменяемся ролями. Испытуемые станут учеными, а ученые - испытуемыми. (опыт повторяется).
В: Итак, какой вкус имели растворы?
-Какая часть языка лучше ощущает вкус?
-Кто скажет, для чего нужен язык (ответы, Правильно.
Воспитатель: Ребята, мы с вами так работали, что наверное вы устали? Давайте немного отдохнем: (проводится физминутка)
Блок 3- язык участвует в образовании речи.
Воспитатель: Посмотрим, зачем еще нужен язык. Высуньте языки и попробуйте сказать слово «каша», (дети пробуют). Языки не прячьте. Скажите «ворона», «машина», «мы пошли гулять». Получилось? (нет). Значит, зачем еще нужен язык? (ответы).
Воспитатель: Правильно, язык нужен для того, чтобы разговаривать. Язык-это словесная речь человека. Язык бывает разным : книжным, разговорным, простонародным. Вот послушайте, несколько толкований о языке :
Держать язык за зубами—не говорить лишнего, помолчать.
Длинный язык - так говорят о болтуне, о том кто много болтает.
Злые языки-сплетники, клеветники.
На язык остер - умеет говорить.
Кто тебя за язык тянул?- зачем сказал?
Язык проглотил - молчит.
Язык без костей - так говорят о том, кто много говорит.
Язык хорошо подвешен -умеет хорошо и красиво говорить.
Воспитатель: А в народе сочиняли много разных пословиц и поговорок о языке. Помните мы с вами о них говорили? Кто вспомнит?
• Язык без костей.
• Язык до Киева доведёт.
• Язык мой - враг мой.
• Язык мягок : что хочет, то и лопочет.
• Язык от лжи не краснеет, он и без того красный.
• Язык у сплетницы длиннее лестницы.
• Языком не спеши, а делом не ленись.
Воспитатель: Молодцы, вот сколько пословиц вспомнили!
Блок 4- язык участвует в жевании.
Продолжаем наши опыты. Следующий опыт. Каждый возьмите по кусочку хлеба, жуйте его и следите, что делает язык. (дети выполняют задание) Что он делает? (Перемешивает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию.) Вот еще что-то новое вы узнали о языке : он помогает жеванию.
Блок 5- игра «Угадай на вкус»
Давайте поиграем в игру «Угадай на вкус». Сидящие справа будут испытуемыми, слева – учеными. Испытуемые должны закрыть глаз и не открывать их. Пока не закончится эксперимент. Ученые приподнимают салфетку. Берут палочку с наколотой на нее пищей и водят по языку испытуемых. Испытуемые должны угадать название пищи. Подглядывать нельзя. Если узнаете можно съесть. (Дети играют, затем меняются ролями)
Воспитатель: Молодцы вы правильно все узнавали.
Воспитатель: Ребята, давайте подведем итог наших экспериментов. Для чего же нам нужен язык? (при ответах на доску выставляются соответствующие картинки). Молодцы! Вы были настоящими учеными, мне понравилось как вы работали в нашей лаборатории.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю стать великими художниками. Только рисунок будем выполнять не красками, а с помощью фруктов и овощей. Мы с вами «нарисуем» необычный волшебный рисунок. Подойдите ко мне и вам все объясню. (дети выполняют творческое задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята и художники вы тоже очень замечательные! Какая красота у вас получилась!